Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО АСПЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ВЕТЕРИНАРНЫХ ВРАЧЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-1-27-33

Аннотация

Статья посвящена проблеме профессиональной направленности обучающихся на начальном этапе подготовки в вузе. Исследование профессиональной направленности будущих ветеринаров выполнено в русле аксиологического подхода, дающего перспективу для анализа исходного понятия через призму мотивационно-ценностной сферы обучающихся. Целью работы является разработка и применение методики исследования мотивационно-ценностного аспекта профессиональной направленности будущих ветеринаров. Результатом проведенного исследования стала методика, состоящая из нескольких этапов: 1) определение ключевых компонентов ветеринарной профессии и их специфики на основе анализа контекста профессии ветеринарного врача; 2) определение ключевых переменных профессиональной направленности будущих ветеринаров на основе аксиологического подхода; 3) выбор и адаптация исследовательского инструментария для изучения показателей профессиональной направленности и сбор данных; 4) интерпретация результатов. С помощью методов анкетирования и беседы были изучены характеристики профессиональной направленности обучающихся 1 курса по программе специалитета 36.05.01 — «Ветеринария» Омского государственного аграрного университета. Было установлено, что стремление обучающихся к высокому профессионализму сочетается с прагматичным отношением к выбору профессии; ответственное отношение к профессиональным обязанностям дополняется пониманием значимости социального взаимодействия в работе, важности эмпатии и этических норм в обращении с животными, стремлением к развитию коммуникативных навыков и эмоциональной готовностью; осознание важности дружеских отношений с коллегами вступает в противоречие с отсутствием желания оказывать им профессиональную поддержку в работе; направленность на служение обществу значительно уступает по значимости служению благополучию животных. Полученные результаты исследования могут быть использованы для оптимизации образовательных программ и адаптации образовательного процесса с целью развития профессионально-важных качеств, социальных и эмоциональных компетенций будущих ветеринаров.

Об авторе

И. В. Куламихина
Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина
Россия

Куламихина Ирина Валентиновна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

Scopus ID 57202350133, Researcher ID ABF-4871-2021

г. Омск, ул. Институтская площадь, 1



Список литературы

1. Тимченко И. Н., Кунц Л. И. Профессиональная направленность студентов-психологов // Современные научные исследования. 2011. № 3(3). С. 13.

2. Пугачева Н. П., Здоровинин В. А. Философские проблемы ветеринарии в аспекте этики жизни // Национальное здоровье, 2020. № 1. URL: https://www.national-zdorov.ru/m/products/Philosophical%20sciences/gid576/

3. Шилова Л. А. Проблема эвтаназии в ветеринарии // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2019. Спецвыпуск № 6. URL: http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/S06/00682.pdf.

4. Абросимова Е. А., Маджаева С. И. Ветеринарный дискурс в зеркале современных научных исследований: систематический обзор // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2022. Т. 15. № 3. С. 751-758. DOI:10.30853/phil20220140.

5. Абросимова Е. А. Номинации пациента в ветеринарном дискурсе: языковая рефлексия и тенденции // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. № 11. С. 3592-3597. DOI:10.30853/phil20220634.

6. Новикова О. Н. Состояние и задачи изучения ветеринарного дискурса // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14921

7. Куламихина И. В., Бойко М. Г., Винокурова Т. Н. Модель ценностных доминант будущих ветеринарных врачей: содержательный аспект // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32756

8. Короткова Н. Л. Профессиональная идентичность ветеринарного врача как основа вузовской подготовки: анализ зарубежных концепций // Вестник ВГУ. Серия: проблемы высшего образования. 2022. № 3. С. 57-60.

9. Куламихина И. В., Абросимова Е. А., Винья-Тальянти Я. Структурно-содержательная модель профессионально-коммуникативной идентичности ветеринаров // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. URL: https://science-education.ru/article/view?id=31863

10. Scholz E., Trede F., Raidal S. L. Workplace learning in veterinary education: A sociocultural perspective. Journal of Veterinary Medical Education. 2013; 40: 355–362. DOI:10.3138/jvme.0113-015R

11. Armitage-Chan E. Best practice in supporting professional identity formation: use of a professional reasoning framework. Veterinary Medical Education. 2020; 47(2):125–136.

12. Коровина И. А., Заболотная С. Г., Хабарова Т. С. Аксиологические основы формирования профессиональной направленности в условиях поэтапного включения студентов медицинского вуза в перспективные научные исследования // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 453.

13. Заболотная С. Г., Коровина И. А., Назина О. В. Анализ ценностных приоритетов студентов медицинского вуза в условиях формирования профессиональной направленности при обучении иностранному языку // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27736.

14. Архипова Л. Ю., Амирова И. А., Долотова Н. В., Давыдова Е. А. Образ будущей профессии врача в репрезентациях студенческой молодежи медицинского вуза // Совершенствование экологообразовательной деятельности в Саратовской области. 2022. № 19. С. 38–42.

15. Заболотная С. Г., Коровина И. А., Назина О. В. Изучение врачебных династий как средство формирования профессиональной направленности студентов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 3. С. 61.


Рецензия

Для цитирования:


Куламихина И.В. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО АСПЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ВЕТЕРИНАРНЫХ ВРАЧЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2024;13(1):27-33. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-1-27-33

For citation:


Kulamikhina I.V. RESULTS OF THE STUDY MOTIVATIONAL-VALUE ASPECT OF PROFESSIONAL DIRECTIONS OF FUTURE VETERINARIANS AT THE INITIAL STAGE OF UNIVERSITY TRAINING. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2024;13(1):27-33. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-1-27-33

Просмотров: 128


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)