ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ: СПЕЦИФИКА УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ И ПРОГРАММ
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-1-17-22
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы содержания рабочих программ, учебных планов и построения учебного процесса в высшем юридическом образовании с целью не только освоения студентами базовых юридических знаний, но и получения ими психолого-педагогической подготовки, адекватной задачам, решаемым практикующим юристом. К используемым методам относятся наблюдение, анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение. В результате автор, в частности, приходит к следующим выводам: психолого-педагогические знания входят в круг необходимых компетенций современного юриста; обращается внимание на недостаточный объем получаемых студентами-юристами знаний в области психологии и педагогики и на дисбаланс предлагаемых для изучения дисциплин, несущих в себе психолого-педагогические компетенции; обращается внимание, что в ряду юридических дисциплин наибольшую психолого-педагогическую компоненту несет в себе криминалистика; дисциплина «Профессиональная этика» должна читаться как минимум не ранее 3-го курса вуза, когда у студентов уже относительно сформированы общие представления о будущей профессии; в тематическом плане дисциплины «Психология и педагогика» целесообразно устранить крен в область вопросов психологии в пользу тем по педагогике; акцентирование внимания студентов в рамках курса криминалистики на психологических особенностях криминалистической деятельности вполне оправдано, но в существующей ситуации недостаточно для развития психологических компетенций, требующихся в профессии. Поэтому на старшем курсе обучения необходимо ввести дисциплину «Юридическая психология», которая гораздо глубже бы охватила психологическую проблематику юридической деятельности. Полученные результаты могут быть применены в процессе подготовки научных работ и методических материалов по вопросам преподавания педагогики и психологии для студентов-юристов, а также в сфере профессиональной подготовки сотрудников вузов.
Ключевые слова
Об авторе
К. В. БугаевРоссия
Бугаев Константин Валериевич — кандидат юридических наук, доцент факультета очного обучения
г. Омск, ул. 24 Северная, д. 196, корп. 1
Список литературы
1. Балин В. Д. От междисциплинарного синтеза к интеграции знаний в юридической психологии // Психологический журнал. 2020. Т. 41, № 3. С. 92-103.
2. Жуков В. И. Психология права: институционализация междисциплинарной отрасли юридических знаний // Человеческий капитал. 2019. № 1 (121). С. 80-90.
3. Братусин А. Р. К вопросу о современных тенденциях развития юридической психологии: проблемный аспект // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-1. С. 278-282.
4. Багреева Е. Г. К вопросу об актуальности юридической психологии // Евразийская адвокатура. 2021. № 6 (55). С. 100-103.
5. Шалаумова Т. В. Юридическая педагогика как инструмент повышения уровня правовой грамотности среди молодежи // Аллея науки. 2018. Т. 8, № 5 (21). С. 1116-1119.
6. Хмиль И. В. «Модель ООН» — метод педагогики в аспекте юридического образования и международного сотрудничества: Крымский опыт // Океанский менеджмент. 2022. № S1 (14). С. 14-17.
7. Корнев В. А. Межкультурная коммуникация с позиций лингвистики, экстралингвистики и социальной психологии // Язык и текст. 2021. Т. 8, № 2. С. 62-69.
8. Бембеева Н. А. Основные подходы изучения межкультурных компетенций в межкультурной коммуникации в психологии // Личность в парадигме межкультурной коммуникации: язык — культура — образование — музей (теоретические и прикладные проблемы): материалы региональной научно-практической конференции с международным участием (Элиста, 24 апреля 2019 г.). Элиста: Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова, 2019. С. 176-178.
9. Солдатова Г. У. Теории и модели межкультурной коммуникации в западной психологии // Понять другого. Межкультурное взаимопонимание в современном глобальном мире: материалы пятой Всероссийской научно-практической конференции «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития» (Москва, 20–21 ноября 2015 г). М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2015. С. 104-106.
10. Варава С. В. Проблема человека в этике и психологии // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2011. № 8 (103). С. 44-51.
11. Еремина М. А. Точки соприкосновения психологии и этики // Проблемы развития сознания в культуре и образовании : сборник научных статей. Барнаул : Алтайская государственная педагогическая академия, 2014. С. 154-157.
12. Прокофьев А. В. Этика и психология (на примере исследования стыда) // Философский журнал. 2021. Т. 14. № 4. С. 5-21.
13. Тягунова Е. А. Теоретические основы изучения лидерства в психологии // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2014. № 10. С. 122-131. С. 123.
14. Власов В. с. Термин лидерства в психологии // Символ науки: международный научный журнал. 2021. № 5. С. 162-164.
15. Ильин В. А. К вопросу об актуальных проблемах организационной психологии: обеспечение эффективности организационного лидерства — функциональный и личностный аспекты // Социальная психология и общество. 2010. № 1. С. 62-77.
16. Полтавцева Л. И. Криминалистика и психология: история, современное состояние и перспективы интеграции // Юристъ-Правоведъ. 2002. № 2 (5). С. 19-26.
17. Полтавцева Л. И. Интеграция достижений психологии в криминалистику: актуальность проблемы, цели и задачи исследования // Юристъ-Правоведъ. 2002. № 1 (4). С. 25-29.
18. Каганов А. Ш. Книга А.А. Леонтьева, А.М. Шахнаровича и В.И. Батова «Речь в криминалистике и судебной психологии»: опыт современного прочтения // Вопросы психолингвистики. 2019. № 4 (42). С. 26-33.
19. Шаевич А. А. Психологический контакт в криминалистической теории и практике, его связь с социальной психологией // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: материалы 20-й международной научно-практической конференции: в 2-х тт. (Иркутск, 28–29 мая 2015 г.). Т. 1. Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2015. С. 402-407.
20. Васкэ Е. В. Психолог в расследовании преступлений: возможности и ограничения, иллюзии и реальность // Коченовские чтения-2022. Психология и право в современной России (Москва, 09-11 ноября 2022 г.). М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2022. С. 13-15.
21. Криминалистическая психология : Методы, рекомендации, практика раскрытия преступлений : Учеб. пособие для студентов вузов / В. А. Образцов, С. Н. Богомолова; Фонд содействия правоохранит. органам «Закон и право». М.: ЮНИТИ, 2002. 446 с.
22. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н. П. Яблоков. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. 781 с.
23. Криминалистика : учебник для вузов / Н. П. Яблоков. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2015. 303 с.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Бугаев К.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ: СПЕЦИФИКА УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ И ПРОГРАММ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2024;13(1):17-22. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-1-17-22
For citation:
Bugaev K.V. FORMATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCIES AMONG LAW STUDENTS: SPECIFICS OF CURRICULA AND PROGRAMS. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2024;13(1):17-22. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-1-17-22