МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К УЧАСТИЮ В АКАДЕМИЧЕСКИХ КОНКУРСАХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-4-26-32
Аннотация
В статье анализируются особенности подготовки обучающихся к участию в академических конкурсах по иностранному языку, в рамках исследования авторы используют метод педагогического моделирования. Целью работы является представление структурно-функциональной модели, способствующей эффективному развитию навыков говорения у студентов неязыковых специальностей в процессе их подготовки к участию в академических конкурсах на иностранном языке. Опираясь на исследования российских и зарубежных ученых по проблемам коммуникативно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам, авторы описывают компоненты разработанной модели для подготовки студентов с высоким уровнем развития иноязычной коммуникативной компетенции. Новизна исследования заключается в универсальности и комплексном характере разработанной модели. В результате авторы отбирают соответствующее содержание и методы, используемые в процессе обучения студентов устной речи на иностранном языке, а также предлагают упражнения и задания для их реализации. Достижения студентов в международных и региональных академических конкурсах, стабильный рост самооценки, мотивации и академической успеваемости обучающихся в процессе апробации подхода авторов на базе Омского государственного аграрного университета в течение 2021-2023 гг. подтверждают потенциал предложенной модели для совершенствования навыков устной речи обучающихся. Полученные результаты могут быть применены для эффективной подготовки студентов-участников академических конкурсов на иностранных языках. Также авторы приходят к выводу, что подобная модель может быть успешно реализована преподавателями средней школы, колледжа и университета для совершенствования навыков устной речи обучающихся в процессе аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.
Об авторах
Н. В. КанунниковаРоссия
Канунникова Наталья Владимировна — кандидат педагогических наук
г. Омск, Институтская пл., 1
О. Н. Лебеденко
Россия
Лебеденко Ольга Николаевна — старший преподаватель
г. Омск, Институтская пл., 1
Е. А. Голубовская
Россия
Голубовская Елена Александровна — кандидат филологических наук
г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Список литературы
1. Национальный проект «Образование». Министерство просвещения Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 20.05.2023).
2. Старчикова И. Ю. Олимпиада в техническом вузе: мнения студентов и перспективы развития [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования: международный электронный научный журнал. 2020. № 6 (48). URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2020/12/pdf_200613.pdf (дата обращения: 03.11.2023).
3. Трубицина О. И., Переверткина М. С., Шегай Н. А. Интенсификация подготовки талантливой молодежи к интеллектуальным соревнованиям по иностранным языкам // UNIVERSUM. Вестник Герценовского университета. 2013. № 4. С.161-168.
4. Куламихина И. В., Пестова Е. В., Лебеденко О. Н. Онлайн-олимпиада как эффективная форма внеаудиторной работы обучающихся [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 7. URL: http://e-koncept.ru/2018/186058.htm (дата обращения: 21.09.2023).
5. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Изд. Просвещение, 1991. 223 с.
6. Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989. 219 с.
7. Мильруд Р. П. Компетентность в изучении языка // Иностранные языки в школе. 2004. № 7. С.20-26.
8. Littlewood W. Communicative Language Teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. pp.243-249.
9. Mitchell R. The Communicative Approach to Language Teaching. An Introduction. Teaching Modern Languages / ed. by A. Swarbrick. L. The Open University, 1994.196 с.
10. Чикнаверова К. Г. Условия адаптации студентов к обучению иностранному языку в нелингвистическом вузе // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2018. № 44. С. 34-39
11. Канунникова Н. В., Лебеденко О. Н. Содержание курса иноязычной подготовки с элементами предметно-языковой интеграции в неязыковом вузе [Электронный ресурс] // Научные известия. 2022. №26. С.88-91. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48451511_88418710.pdf (дата обращения: 13.05.2023).
12. Куликова И. В. Интерактивные методы при обучении студентов технического вуза иностранному языку // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 112-117.
13. Абаева Ф. Б. Современные методы обучения студентов говорению на иностранном языке // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 7-9.
14. Бульдина И. А. Основные принципы обучения говорению на иностранном языке (английском) студентов неязыковых специальностей вуза с разным уровнем подготовки // Педагогические науки. Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17) С. 9-12.
15. Штофф В. А. Понятие модели в современной науке // Некоторые вопросы диалектического материализма. Ленинград. 1962. С.23-28.
16. Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию. Москва: Изд. Просвещение, 1995. 410 с.
17. Краевский В. В. Общие основы педагогики. М., Изд. центр «Академия», 2003. 255 с.
18. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. Москва: Изд. Просвещение, 2006. 239 с.
Рецензия
Для цитирования:
Канунникова Н.В., Лебеденко О.Н., Голубовская Е.А. МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К УЧАСТИЮ В АКАДЕМИЧЕСКИХ КОНКУРСАХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023;12(4):26-32. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-4-26-32
For citation:
Kanunnikova N.V., Lebedenko O.N., Golubovskaya E.A. MODEL OF TRAINING NON-LINGUISTIC STUDENTS FOR PARTICIPATION IN FOREIGN LANGUAGE ACADEMIC COMPETITIONS. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2023;12(4):26-32. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-4-26-32