ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В СРЕДЕ СТУДЕНТОВ: СОЦИОЛИНГВИСТИКА И ЛИНГВОДИДАКТИКА (НА ПРИМЕРЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК И ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ»)
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-1-44-47
Аннотация
В статье предлагается система работы по воспитанию патриотизма средствами языковедческих дисциплин в вузе (на примере лингвистического курса «Русский язык и деловые коммуникации», включенного в учебные планы студентов технических специальностей). Анализируются лингводидактические возможности аудиторной работы по дисциплине. Целью работы является описание лингводидактических возможностей языковедческого курса при воспитании патриотизма у студентов. В статье описаны результаты диагностики, проведенной в начале и по окончании педагогического эксперимента, участниками которого стали 350 первокурсников Омского государственного университета путей сообщения. К используемым методам относятся комплекс общенаучных методов (синтез, анализ, обобщение, сопоставление и т.д.), метод анкетирования, педагогический эксперимент, метод статистического подсчета. Результатом использования лингводидактического потенциала при воспитании патриотизма студентов стало расширения представлений о природе патриотизма в сознании студентов, усиление убежденности в том, что молодежь патриотична и любит свои Родину. Полученные результаты могут быть применены в любом вузе, в котором преподаются дисциплины языковедческой направленности (включая обучение студентов технических специальностей). Авторы пришли к выводу, что проведенная работа формирует представление о том, что патриотизм опирается на любовь к родной культуре, истории, людям и традициям. И при регулярном обращении к текстам патриотической направленности и включении при этом студентов в учебный процесс с использованием активных форм и методов обучения позволяет создать условия для повышения уровня патриотизма в студенческой среде.
Ключевые слова
Об авторах
О. П. ФесенкоРоссия
Фесенко Ольга Петровна — доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского и иностранного языков
Омск, пр. Мира, д. 36
Ю. Ф. Степанова
Россия
Степанова Юлия Фагимовна — старший преподаватель кафедры русского и иностранного языков
Омск, пр. Мира, д. 36
Список литературы
1. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. URL: Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (протокол N 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г) [Электронный ресурс]. URL: https://www.рцпв.рф/wp-content/uploads/2014/07/Kontseptsiya-patrioticheskogo-vospitaniya-grazhdan-Rossijskoj-Federatsii.pdf (дата обращения: 20.02.2023).
2. Распоряжение правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р (Москва) [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/LkiAgAELFrlG0oAFgKCjKdAWdi6jbZU5.pdf.
3. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». 11 с. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019.
4. Томилина С. Н. Научные основания разработки стратегии патриотического воспитания курсантов морского вуза // Человек и образование. 2015. №4. С. 71-76.
5. Шпилёва Е. В., Зибров И. М. Патриотизм — высшее проявление духовности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №8-2. С. 186-187.
6. Калинина С. Б. Технологии воспитания патриотизма курсантов военного вуза // Образование. Культура. Общество: сборник статей по материалам Межд. научн. конференции. СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2020. С. 1921.
7. Алипханова Ф. Н., Магомедова П. К. Формы и направления воспитательной работы педагогического вуза в воспитании патриотизма студентов // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 1. С. 34-36.
8. Григорьева Н. В., Петунин О. В. Принципы воспитания патриотизма студентов технического вуза // Сибирский педагогический журнал. 2008. №2. С. 274-279.
9. Макушева Ж. Н. Современные аспекты патриотического воспитания обучающихся в медицинском университете: на материале исследований, проводимых в медицинских вузах РФ // Современные проблемы науки и образования. 2020. №5. Ст. 32.
10. Программа воспитания и социализации обучающихся: примерный диагностический инструментарий: Методические рекомендации. Выпуск 3 / Сост. И. В. Адоевцева, О. В. Тайгин. Кострома: КОИРО, 2019. 34 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.eduportal44.ru/koiro/prof-IPB/DocLib25/МЕТОДИЧКА%20Воспитание%20и%20социализация%20Вып%203_2019%20г.pdf (дата обращения: 24.09.2023).
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Фесенко О.П., Степанова Ю.Ф. ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА В СРЕДЕ СТУДЕНТОВ: СОЦИОЛИНГВИСТИКА И ЛИНГВОДИДАКТИКА (НА ПРИМЕРЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК И ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ»). Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2024;13(1):44-47. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-1-44-47
For citation:
Fesenko O.P., Stepanova J.F. NURTURING PATRIOTISM AMONG STUDENTS: SOCIOLINGUISTICS AND LINGUODIDACTICS (USING THE EXAMPLE OF THE COURSE “RUSSIAN LANGUAGE AND BUSINESS COMMUNICATIONS”). Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2024;13(1):44-47. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-1-44-47