Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАТЕМАТИКИ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ

Аннотация

В статье рассмотрен один из возможных вариантов преподавания плоских кривых с позиции междисциплинарного взаимодействия математики и теоретической механики. Проблема исследования связана с необходимостью формирования у будущего специалиста соответствующих его профилю междисциплинарных компетенций с одной стороны, и недостаточной проработанностью со стороны преподавателей методики по созданию эффективных условий для приобретения требуемых компетенций, с другой стороны. Предлагается комбинированное использование средств предметной и условно-графической наглядности, используемых в математике и теоретической механике. Предметными средствами наглядности выступают демонстрационные модели, условно-графическими - анимационные и статические схемы. Методика их сочетания показана на примере изучения в курсе аналитической геометрии свойств трех плоских кривых: эллипс, окружность, спираль Архимеда. Для этих целей активно используются демонстрационные модели из теоретической механики: модель кривошипно-шатунного механизма, модель «Колесо обозрения», модель по преобразованию поступательного движения во вращательное при взаимодействии резьбовых соединений. Демонстрации дополняются соответствующими им статическими и анимационными схемами. Использование наглядных средств обучения пошагово представлено на лекционном занятии по теме «Плоские кривые». Предлагаются варианты дальнейшего использования предлагаемого методического инструментария на занятиях по теме «Кинематика точки» дисциплины «Теоретическая механика». С целью интенсификации образовательного процесса в построении кривых показано использование системы компьютерной математики MathCad. Установлено, что в условиях предлагаемого междисциплинарного взаимодействия появляется возможность перестроить процесс обучения так, чтобы он принял профессионально-ориентированный характер. Предлагаемая методика систематизирует знания обучаемых, повышает целенаправленность обучения, существенно повышает готовность студента к будущей работе, т.е. способствует формированию междисциплинарных компетентностей.

Об авторе

И. В. Бабичева
АНОО ВО «Сибирской институт бизнеса и информационных технологий»
Россия


Список литературы

1. Бабичева, И.В. Модели и моделирование дидактического материала по теоретической механике с целью развития у обучаемых межпредметных компетенций [Текст] / И.В.Бабичева, И.А. Кухарский // V Всероссийская научно-практическая конференция «Методика преподавания математических и естественнонаучных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития»: матер. конф. - Омск. - 2018. - С.10 - 13

2. Бабичева, И.В. К методике реализации уровневой дифференциации в лабораторных работах по теоретической механике [Текст] / И.В.Бабичева, И.А.Абрамова // Преподаватель XXI век. - 2018. - №3(1).- С. 108 - 118

3. Бабичева, И.В. Интенсификация обучения на основе системного структурирования учебного материала и автоматизации инженерных расчетов [Текст] / И.В.Бабичева, И.А.Абрамова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2018. - № 3(33). - С. 165 - 171

4. Бронштейн, И.Н. Эллипс [Текст] / И.Н.Бронштейн //Квант. - 1970. - № 9. - С. 32

5. Ефремова, Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание [Текст] / Н.Ф. Ефремова. - М.: Национальное образование, 2012. - 93 c

6. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С.34 - 44

7. Зинина, А.И. О применении программных средств в обучении математике [Текст] / А.И.Зинина // IV Всероссийская научно-практическая конференция «Методика преподавания математических и естественнонаучных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития»: матер. конф. - Омск. - 2017. - С.187 - 189

8. Коломиец, О.М. Концепция преподавательской деятельности педагога высшей школы в контексте компетентностно-деятельностного подхода[Текст] / О.М.Коломиец. - М.: Издательский дом «Развитие образования», 2018. - 157 с

9. Мещерский, И. В. Сборник задач по теоретической механике/ И.В.Мещерский [Текст]/ И.В. Мещерский. - СПб.: Лань, 2002. - 448 с

10. Сергеев, А.Г. Компетентность и компетенции: монография [Текст] / А.Г. Сергеев // Владим. гос. ун-т. - Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2010. - 107 с

11. Троянская, С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие [Текст]./ С.Л. Троянская. - Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. - 176 с

12. Яхъева, М.У. Методы реализации компетентностного подхода в обучении [Текст] / М.У. Яхъева// Педагогика высшей школы. - 2015. - № 3. - С.53 - 55


Рецензия

Для цитирования:


Бабичева И.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАТЕМАТИКИ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2019;(4):4-11.

Просмотров: 114


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)