Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ В МОДУЛЕ ОБУЧЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 38.03.01 - ЭКОНОМИКА

https://doi.org/10.24411/2225-8264-2020-10002

Аннотация

Статья посвящена исследованию понятия «язык для специальных целей», или Lаnguаge for Specific Purposes (LSP), развитие теории которого происходит в двух направлениях: лингвистическом, занимающийся исследованием языковых вариаций в определенном предметном поле и лингводидактическом, имеющий дело с методами обучения LSP как средству специальной коммуникации. Актуальность темы определяется растущими потребностями в межкультурной коммуникации, в том числе и в разных специальных сферах деятельности. Целью данной статья является обоснование необходимости обучения LSP студентов неязыковых вузов для формирования необходимых общекультурных и общепрофессиональных компетенции у будущих специалистов, а также выявление методических особенностей обучения LSP на примере языка экономики. Для достижения поставленной цели был проведен анализ литературы по исследуемой теме, дано описание LSP, рассмотрены его функциональные свойства, выявлены некоторые методические особенности обучения LSP и основные лексические характеристики экономической терминологии. Было выявлено, что появление и становление LSP стало результатом общественно-исторического процесса разделения труда, который, в свою очередь, привёл к появлению специального знания, отображающего особые понятия, которыми владеют специалисты в определенной области знания или сфере деятельности. Понятие было определено как функциональная разновидность естественного языка, которая аккумулирует и сохраняет специальные знания и обеспечивает эффективное общение и продуктивную работу специалистов в определенной предметной области. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что обучение LSP следует проводить, используя когнитивный подход, который развивает мышление и позволяет учащимся познать суть изучаемых понятий из определенной сферы деятельности. С лингвистической точки зрения, основу любого LSP составляет специальная терминологическая лексика, обладающая целым рядом особенностей, которые описаны в этой статье. Полученные результаты исследования могут быть использованы в процессе разработки методики обучения LSP, а также непосредственно при обучении студентов LSP в неязыковых вузах.

Об авторах

А. А. Ежгурова
АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Россия


Л. Г. Просвирнина
АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Россия


Список литературы

1. ФГОС ВО от 12.11.2015 г. №1327 по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/4/1495, свободный

2. Азимов, Э.Г., Щукин, А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения). [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Икар, 2009. - 448 с

3. Борисов, Е.Ф. Основы экономики. 2-е изд., испр. [Текст] / Е.Ф. Борисов. - М.: Дрофа, 2005. - 416 с

4. Буженинов, А.Э. LSP как объект обучения в неязыковом вузе (на примере LSP Гомеопатии) [Текст] / А.Э. Буженинов // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 6. - с. 87-89

5. Дворкина, Е.А. Язык для специальных целей: РКИвмодуле обучения по направлению 080100 - Экономика [Текст] / Е.А. Дворкина // ВЕСТНИК ИрГТУ. - 2015. - № 8 (91). - c. 228-231

6. Зяблова, О.А. Принципы исследования языка для специальных целей: На примере языка экономики : Дис. д-ра филол. наук : 10.02.19 / Ин-т языкознания РАН. - Москва, 2005. - 314 c

7. Лейчик, В. М. Терминоведение. Предмет, методы, структура. [Текст] / В. М. Лейчик. - М.: Либроком, 2009. - с. 11

8. Просвирнина, Л.Г., Ежгурова, А.А. Обучение иностранному языку в магистратуре как процесс формирования компетентного специалиста [Текст] / Л.Г. Просвирнина, А.А. Ежгурова // Национальные тенденции в современном образовании : Сборник I Всероссийская научно-практическая конференция 25 декабря 2018 года // Под ред. д-ра филол. наук, профессора А. Э. Еремеева. - Омск: Изд-во ОмГА, 2019. - 292 с

9. Хомутова, Т.Н. Язык для специальных целей (LSP): Лингвистический аспект [Текст] / Т.Н. Хомутова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2008. - с. 96-106

10. Cambridge Dictionary. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dictionary.cambridge.org/ru, свободный

11. Hutchinson, T. and Waters, A. English for Specific Purposes: A learning-centered approach. [Text] / T. Hutchinson, A. Waters. - Cambridge: Cambridge University Press, 1987. - 183 p

12. Prosvirnina L.G., Ulanov A.V. Abbreviated English economical terms to secure international cooperation [Text] / L.G. Prosvirnina, A.V. Ulanov // Актуальные проблемы германистики и методики преподавания иностранных языков : Сборник научных трудов по материалам VI Международной научно-практической конференции // Под ред. Л.А. Лазутова. - Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, 2016. - с. 261-267


Рецензия

Для цитирования:


Ежгурова А.А., Просвирнина Л.Г. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ В МОДУЛЕ ОБУЧЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 38.03.01 - ЭКОНОМИКА. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2020;(1):10-14. https://doi.org/10.24411/2225-8264-2020-10002

Просмотров: 117


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)