Preview

Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies

Advanced search

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ

Abstract

В данной статье рассматриваются вопросы подготовки будущих ИТ-специалистов к разработке и эксплуатации качественных программных средств. Актуальность темы определяется ужесточением требований к специалистам в области информационных технологий со стороны работодателей. ИТ-специалистам уже недостаточно владеть навыками процедурного программирования небольших компонентов: необходимы глубокие знания производства, внедрения и эксплуатации информационных систем, владение методами и средствами управления их качеством. Целью настоящей статьи является обоснование необходимости совершенствования методики обучения будущих ИТ-специалистов с ее ориентацией на формирование ценностно-смысловой сферы, на интеграцию компетентностного и коэволюционного подходов к обучению в условиях смешанного обучения. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: проведен анализ литературы по исследуемой проблеме, предложена структурно-логическая модель обучения будущих ИТ- специалистов управлению качеством программных средств, которая включает взаимосвязанные блоки: мотивационно-целевой, содержательный, организационно-технологический, оценочно-результативный, определена структура комплекса профессионально-ориентированных задач, направленных на формирование социально- ответственного отношения к разработке и внедрению информационных систем и технологий высокого качества, предложены методы активного обучения. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что разработанная методика обучения будущих ИТ-специалистов управлению качеством программных средств способствует положительной динамике в формировании профессионально-значимых компетенций, а также ценностно-смысловой сферы будущих ИТ-специалистов, имеющей первостепенное значение при создании и внедрении качественных программных средств. Акцентировано внимание на необходимости организации интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса в условиях смешанного обучения, что актуально в ИТ-сфере. Источниками информации послужили работы ведущих российских педагогов, разработчиков программного обеспечения. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в процессе дальнейшей разработки методики обучения будущих специалистов в сфере информационных технологий.

About the Authors

Е. Сорока
НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса и информационных техно-логий»
Russian Federation


Е. Куликова
НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса и информационных техно-логий»
Russian Federation


References

1. Бураков, В.В. Управление качеством программных средств : монография [Текст] / В. В. Бураков; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Санкт-Петербургский гос. университет аэрокосмического приборостроения. - Санкт-Петербург : ГУАП, 2009. - 287 с

2. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: учеб.пособие для студентов педагогических вузов [Текст] / М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 447с

3. Ильенкова, С.Д. Управление качеством. Учебник для студентов вузов [Текст] / С.Д.Ильенкова. - 3-е изд.перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015.- 353с

4. Каменев, А.В. Специфика инженерного образования в области разработки программного обеспечения [Текст] / А.В.Каменев, Е.Н.Ишакова // Специальный выпуск по материалам международного форума «Россия как трансформирующееся общество: экономика, культура, управление». Изд-во ГОУВПО «Оренбургский госу-дарственный институт менеджмента», 2011, с.78-81

5. Колин, К.К. Информатика как фундаментальная наука [Текст] / К.К.Колин // Методы и технологии информатизации управленческой деятельности: Сборник статей/ Под общ. Ред. А.Н. Данчула. - М.: РАГС, 2007. С.8-22

6. Кулямин, В.В. Технологии программирования. Компонентный подход. [Текст] / В.В.Кулямин. - М.: Интернет-университет информационных технологий, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 464с

7. Лаврищева, Е.М. Методы и средства инженерии программного обеспечения [Текст] /Е.М.Лаврищева, В.А.Петрухин. - М.: ИНТУИТ, 2016. - 468с

8. Леднев, В.С. Системный подход в педагогике [Текст] / В.С.Леднев // Метафизика, 2014. №4 (14). С. 39 -51

9. Липаев, В.В. Программная инженерия сложных заказных продуктов: Учебное пособие [Текст] : Учебник / В. В. Липаев. - М.: МАКС Пресс, 2014. - 312с

10. Липаев, В.В. Человеческие факторы в программной инженерии: рекомендации и требования к профессиональной квалификации специалистов. Учебник [Текст] / В.В.Липаев. - М.: СИНТЕГ, 2009. - 328с

11. Липаев, В.В. Экономика программной инженерии заказных программных продуктов: Учебное пособие [Текст] / В.В.Липаев. - М.: МАКС Пресс, 2014. - 148с

12. Новиков, А.М. Постиндустриальное образование [Текст] / А.М.Новиков. - М.: Эгвес, 2008 . - 136с

13. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования [Текст] / П.И.Образцов. - СПб.: Питер, 2004. - 268с

14. Роберт, И.В. Основные направления научных исследований в области информатизации российского образования и перспективы их развития [Текст] / И.В.Роберт // Профессиональная педагогика: поиск, иннова-

15. Урсул, А.Д. Социальная информатика и становление информационного общества [Текст] / А.Д.Урсул // Информационное общество, 1990, вып.5, С.33- 34

16. Черников, Б.В. Управление качеством программного обеспечения: учебник [Текст] / Б.В.Черников. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2019. - 240с

17. Черников, Б.В. Оценка качества программного обеспечения: Практикум: учебное пособие [Текст] / Б.В. Черников, Б.Е. Поклонов. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2017. - 400с

18. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учебное пособие для вузов [Текст] / Д.В.Чернилевский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437с


Review

For citations:


 ,   . Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2019;(3):16-22. (In Russ.)

Views: 115


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)