Preview

Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies

Advanced search

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ВИЗУАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Abstract

Статья посвящена решению проблемы оценивания уровня сформированности визуальной грамотности в иноязычном речевом общении. В рамках проведенного исследования были рассмотрены причины возникновения изменений привычного механизма восприятия информации, где на лидирующие позиции выходит проблема эффективной обработки и интерпретации полученных визуальных и текстовых данных, позволяющих учащимся осуществлять иноязычную коммуникацию на более высоком уровне. Представлен разносторонний анализ понятия «визуальная грамотность», рассматривается специфика реализации технологии визуальной грамотности в современном образовательном процессе. Одной из задач, реализуемой в рамках данной работы, является проведение анализа структуры визуальной грамотности, на основании которого было обосновано выделение дополнительного компонента в виде визуального языка, позволяющего представить структуру визуальной грамотности сочетанием четырех основных элементов (визуального языка, мышления, познания и коммуникации) в логической последовательности в зависимости от увеличения их содержательной нагрузки. Автором предлагается собственная трактовка нового компонента «визуальный язык» в рамках обучения иноязычному речевому общению в виду отсутствия определения используемого термина в современной методической литературе. Выделенные структурные компоненты визуальной грамотности были рассмотрены в различных направлениях исследования, таких, как психология, философия, педагогика и методика преподавания иностранных языков. Данный многосторонний анализ дал возможность описать базовые характеристики компонентов визуальной грамотности, выделить и сформулировать специфические умения, необходимые для эффективной иноязычной коммуникации, а также разработать и обосновать критерии оценивания уровня сформированности визуальной грамотности. Полученные результаты работы обобщены и структурированы в виде сводной таблицы.

About the Author

Т. Милюшенко
ФГОБУ ВО "Омский государственный педагогический университет"
Russian Federation


References

1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с

2. Афонина, М.В. Развитие визуальной грамотности учащихся на уроках информатики [Текст] / М.В. Афонина, С.В. Шаклеева // Вестник БГПУ: Психолого-педагогические науки. - 2007. - №7-1. - С. 32-39

3. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с

4. Большой психологический словарь [Текст] / сост. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 632 с

5. Мартынова, А.Г. Формирование визуальной грамотности как компонента иноязычной коммуникативной компетенции [Текст] / А.Г. Мартынова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2017. - №4. - С. 133-139

6. Новая философская энциклопедия [Текст]: В 4 т. / сост. В.С. Степин. - М.: Мысль, 2001. - Т. 2. - 634 с., Т. 3. - 692 с

7. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности [Текст] / А.В. Федоров. - М.: МОО «Информация для всех», 2014. - 64 с

8. Arizpe, E. Children reading pictures: Interpreting visual texts / E. Arizpe, M. Styles. - London: Routledge Farmer, 2003

9. Fransecky, R. B. Visual literacy: A way to learn - a way to teach / R.B. Fransecky, J.L. Debes. - Washington: Association for Educational Communication and Technology, 1992

10. Smith, K.S. Handbook of visual communication: Theory, methods, and media / K.S. Smith, G. Moriarty, G. Barbatsis, K. Kenney. - Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2005

11. Moore, D.M. Visual literacy: A spectrum of visual learning / D.M. Moore, F.M. Dwyer. - Englewood Cliffs, NJ: Educational Technology Publications, 1994


Review

For citations:


  . Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2019;(3):11-15. (In Russ.)

Views: 189


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)