ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-2-12-20
Аннотация
В статье рассмотрена актуальность универсальных навыков (softskills), а также важность их наличия в содержании профессионального опыта современного инженера. Цель исследования: обоснование и разработка организационно-педагогических условий становления данного опыта у студентов в образовательном процессе технического вуза. В задачи исследования входит выявление важных профессиональных навыков с позиции студентов, образования и работодателей; изучение понятия «профессиональный опыт» и его структурных компонентов; описание организационно-педагогических условий для становления профессионального опыта у будущих инженеров. Автор в своем исследовании опирается на компетентностный подход, так как данный подход отвечает вызовам практико-ориентированности современного производства, требующего от сотрудников владения не только профессиональными, но и универсальными навыками, которые дают им возможность нестандартно подходить к решению рабочих проблем. На основе изучения современного положения в инженерном делеи образовании, а также на основе результатов анкетирования, выясняющего приоритетность навыков в составе профессионального опыта будущего инженера, выявлены противоречия между потребностями работодателей и существующей реальностью в образовании. Данная реальность представлена непониманием современными студентами и создателями образовательных стандартов актуальности и востребованности данных навыков в профессиональном опыте специалистов будущего. Автор статьи пришел к выводу, что становление профессионального опыта будущих инженеров будет эффективным в том случае, если организационно-педагогические условия, созданные в техническом вузе, будут направлены на развитие профессиональных навыков, востребованных современными работодателями. Статья может быть полезна для преподавателей технических вузов, как инженерных, так и гуманитарных наук.
Об авторе
Е. Г. ЕфимчукРоссия
Ефимчук Елена Геннадьевна, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки»
644080, г. Омск, пр. Мира, 5
Список литературы
1. Современное инженерное образование: учеб. пособие / А.И. Боровков и др. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. 80 с.
2. Laar E. van Deursen A. J. E. M. van, Dijk J. A.G.M. van, Haan J. de. 21st-century digital skills instrument aimed at working professionals: Conceptual development and empirical validation, [Инструментарий развития циф- ровых навыков 21-го века, предназначенный для работающих профессионалов: концептуальная разработка и эмпирическая проверка]. // Telematics and Informatics. - 2018. - Vol.35, Issue 8. - P. 2184-2200. – DOI: https://doi.org/10.1016/j.tele.2018.08.006
3. Брусакова, И.А. Профессиональные компетенции инновационного инженера // Современное образование: содержание, технологии, качество. – 2016. – Т.1. – С. 84-87. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32361920
4. Зиновкина, М.М. Креативное инженерное образование. Теория и педагогические инновационные технологии: монография / М.М. Зиновкина. – М.: Изд-во МГИУ , 2003. – 350 с.
5. Рындак, В.Г. Педагогика креативности: монография / Рындак В.Г. – М.: Изд. дом. «Университетская книга», 2012. – 284 с.
6. Похолков, Ю.П. Уровень подготовки инженеров России. Оценка, проблемы и пути их решения / Ю.П. Похолков, С.В. Рожкова, К.В. Толкачева // Проблемы управления в социальных системах. – Том 4. – Вып. 7. – 2012. – С. 6–14., с. 10.
7. Юшко, Ю.В., Галиханов, М.Ф., Кондратьев, В.В. Интегративная подготовка будущих инженеров к инновационной деятельности для постиндустриальной экономики // Высшее образование в России. – 2019. Т.28, № 1. – С. 65-75. М.: Изд-во МГИУ , 2003. – 350 с.
8. Лихолетов, В. В. Пригодность инструментария теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для формирования навыков инженеров будущего / В. В. Лихолетов // Инженерное образование. – 2020. – № 27. – С. 6-26.
9. Микиденко, Н. Л. Особенности реализации компетентностной модели высшего инженерного образования в условиях современного рынка труда / Н. Л. Микиденко, С. П. Сторожева, А. В. Харламов // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9. – № 3. – С. 169-184. – DOI 10.15293/2658-6762.1903.10.
10. Сизова, Ю.С. Современный предприниматель в VUCA мире – преимущества и сложности // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – № 8 – С.145–150.
11. Соснин, Н.В., Почекутов, С.И. Модель инженерной подготовки и образовательные стандарты нового поколения // Инженерное образование. - № 4. – 2007. – С. 76–83.
12. Христофоров, С.В. Дефиниция опыта в педагогике / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Т.7. №17. 2006. с. 46-54.
13. Мухаметзянова, Ф.Ю. Становление профессионального опыта у будущего специалиста // Интеграция образования. 2005. С. 42-46.
14. Бизяева, Е.И., Саксонова, Л.П. // Профессиональное образование в России и за рубежом. 4 (12). 2013. С. 25-29.
15. Христофоров, С.В. Опыт как педагогическая категория. Вестник ОГУ. №7. 2005. С. 180-184.
16. Исмагилова, Ф. С. Профессиональный опыт специалистов и управление им в условиях формирования рыночной экономики: автореф. дисс. ... канд. психол. наук I Исмагилова Ф. С.; МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2000. 20 с. https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/9097/1/ii_2000_11.pdf (Дата обращения: 02.12.2021)
17. Сороковых, Г.В. Проектирование креативной иноязычной образовательной среды вуза как научная проблема // Rhema / Рема. Московский педагогический государственный университет. - 2013. - № 4. - С.79-82.
18. Железовская, Г.И., Абрамова, Н.В., Гудкова, Е.Н., Креативная среда как фактор творческого саморазвития личности // Перспективы науки и образования. №1. 2014. С. 120-125.
19. Клочкова, Г.М. Креативная образовательная среда вуза как педагогическое условие развития креативных студентов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. №4(22). 2012. С. 379-383.
20. Ефимчук, Е. Г. Ситуации неопределенности в развитии профессионального опыта студентов технического вуза / Е. Г. Ефимчук // Актуальные тенденции и инновации в развитии российской науки : Сборник научных статей / Научный редактор Л.Л. Буркова. – Москва : Издательство «Перо», 2019. – С. 21-25. – EDN JTWIIX.
21. Дроботенко, Ю.Б. Дука, Н.А. Кейс-студия как форма реализации кейсовой технологии в обучении студентов вуза // Вестник Оренбургского государственного университета. №4. 2019. С. 82-89.
22. Иванов, В.Г., Зиятдинова, Ю.Н.,Сангер, В.А. Современное инженерное образование: единство в многообразии // М.: Высшее образование в России. 2015. № 8-9.
23. Ефимчук, Е. Г. Системно-креативный подход в становлении профессионального опыта студентов технического вуза / Е. Г. Ефимчук // Проблемы управления качеством образования: Сборник статей XII Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 18–19 декабря 2019 года. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2019. – С. 73-78. – EDN NXYMXR.
24. Ефимчук, Е. Г. Модель познания Д.А. Колба как условие развития профессионального опыта студентов технического вуза / Е. Г. Ефимчук // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве: Сборник научных статей по итогам работы шестого международного круглого стола, Шахты, 31 июля 2019 года. – Шахты: Общество с ограниченной ответственностью «КОНВЕРТ», 2019. – С. 174-178. – EDN ELZXTI.
25. Ефимчук, Е. Г., Цыгулева, М.В. Творческая образовательная среда как условие развития профессионального опыта студентов технического вуза // Человек и образование. – 2019. – № 1(58). – С. 151-155.
Рецензия
Для цитирования:
Ефимчук Е.Г. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2022;11(2):12-20. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-2-12-20
For citation:
Efimchuk E.G. ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS IN THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL EXPERIENCE OF A FUTURE ENGINEER. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2022;11(2):12-20. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-2-12-20