Abstract
В статье проводится анализ двух договоров, регулярно фигурировавших в правоприменительной практике Российской империи в XIX в. и обладающих рядом специфических черт, выделяющих их из общего ряда гражданско-правовых договоров. Автором рассмотрен порядок заключения и исполнения договора бодмереи. Ключевым моментом при его заключении выступает обстановка, вынуждающая капитана судна, давать обязательство под займ не принадлежащего ему имущества. Бодмерея являлась реальным, односторонним договором. Также в статье приводятся пределы ответственности капитана судна и судовладельца. Сущность обязательства анализируется через призму типологии бодмереи, выработанной зарубежным законодательством. Подробно анализируются предмет займа и предмет бодмерейного заклада. Так, предметом бодмерейного заклада могли выступать судно, груз и фрахт вместе взятые, по отдельности или в сочетании. Формой договора служило бодмерейное письмо, в содержание которого включались следующие сведения: имена капитана и кредитора (займодавца), сумма займа и проценты, предмет обеспечения займа, срок исполнения договора или порт назначения, в котором платеж должен был быть осуществлен, а также описывалась необходимость, послужившая причиной займа. Что примечательно, письмо составлялось в единственном экземпляре. Особенность российского правового регулирования бодмереи заключалась также в установлении очередности удовлетворения требований нескольких займодавцев. От бодмереи следовало отграничивать договор займа припасов на море, отличавшийся предметом займа, местом заключения, формой, ответственностью капитана и другими особенностями. В случае крайнего недостатка жизненных припасов, капитан, встретившись в плавании с другим судном, мог занять такие припасы.