Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

ПОСТРОЕНИЕ АЛГОРИТМОВ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ РАЗДЕЛОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ НАУКИ

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-1-17-23

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению вопроса отбора содержания обучения языку в вузе. Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска эффективных решений освоения большого объема учебных материалов при ограниченном времени обучения; потребностью современного общества в специалистах, способных самостоятельно повышать свой профессиональный и личностный уровень; важностью рассмотрения того или иного изучаемого явления в широком контексте его функционирования для формирования у обучающихся целостной, системной картины мира.  

Обеспечение оптимальной организации учебной деятельности студентов способствует формированию у них готовности перерабатывать информацию, трансформируя ее и, соответственно, систему своих убеждений. Широкий контекст обучения языку требует привлечения данных разных наук, изучающих организацию информации, способы ее интерпретации и оценки. Их комплексное применение позволяет разносторонне описать и обосновать процессы общения. В статье предлагается последовательный план развития речемыслительных умений студентов в процессе изучения языка, даются примеры упражнений, направленных на развитие различных логических операций.  

Авторы описывают в алгоритмизированном виде два направления работы с информацией (интериоризация и экстериоризация). В процессе перевода информации в знание посредством ее анализа учащийся строит опорную логическую схему, дополнение которой личностно значимыми элементами составляет контртекст Процесс воплощения замысла в текст внешней речи требует знания состава, сущности и последовательности применения лексико-логических операций перевода представлений внутренней речи в единицы языка. Обосновывается необходимость понимания студентом структуры и особенностей работы речемыслительного процесса для применения алгоритмов и контроля их использования на каждом этапе. Авторы делают вывод о необходимости дополнения элементов компетенции студентов как результата обучения.   

Об авторах

Е. В. Цупикова
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет»
Россия

Цупикова Елена Викторовна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков

644080, г. Омск, пр. Мира, 5



Г. Н. Мусагитова
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет»
Россия

Мусагитова Галия Нильевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков

644080, г. Омск, пр. Мира, 5



Список литературы

1. Бельдиян, В.М. Основы дидактолингвистики: учебное пособие / В.М. Бельдиян. − Омск : Изд-во ОмГПУ, 2007. − 118 с. – Текст : непосредственный.

2. Заде, Лотфи А. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений / Л.А. Заде / Пер. с англ. Н.И. Ринго; Под ред. Н.Н. Моисеева и С.А. Орловского. – М.: Мир, 1976. – 165 с. – Текст : непосредственный.

3. Хавронина, С.А. Инновационный учебно-методический комплекс «Русский язык как иностранный»: учебное пособие / С.А. Хавронина, Т.М. Балыхина. – М.: РУДН, 2008. – 198 с. – Текст : непосредственный.

4. Цупикова, Е.В. Формирование и совершенствование когнитивных и коммуникативных умений студентов в технологии оптимизации учебного процесса вуза в условиях современного информационного взаимодействия: монография / Е.В. Цупикова. – Омск, СибАДИ, 2016. – 188 с. – URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26356045 (дата обращения: 20.06.2021). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. – Текст : электронный.


Рецензия

Для цитирования:


Цупикова Е.В., Мусагитова Г.Н. ПОСТРОЕНИЕ АЛГОРИТМОВ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ РАЗДЕЛОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ НАУКИ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2022;11(1):17-23. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-1-17-23

For citation:


Tsupikova E.V., Musagitova G.N. BUILDING ALGORITHMS FOR WORKING WITH TEXT BASED ON THE INTEGRATION OF INFORMATION SCIENCE SECTIONS. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2022;11(1):17-23. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-1-17-23

Просмотров: 169


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)