Abstract
Статья основана на эмпирическом исследовании, проведенном среди преподавателей двух российских вузов. Вуз имеет сложную систему управления, которая находится под влиянием факторов внутренней, внешней среды. Государственное регулирование сферы образования относится к внешним факторам. Реформирование государственного регулирования в сфере высшего образования и призвано способствовать росту качества образовательных услуг, повышению эквивалентности образования международным аналогам. Специфика проводимых реформ в сфере высшего образования, направленных на повышение его каче- ства, прогнозирование возможных рисков возникновения внутриорганизационных конфликтов, выявление позитивных и негативных последствий модернизации для российских вузов предполагает необходимость изучения отношения профессорско-преподавательского состава к инновационным преобразованиям в системе высшего образования. В статье представлены результаты анкетирования, позволяющие определить отношение преподава- тельского корпуса к двухуровневому образованию, к модернизации высшего образования, к изменениям, произошедшим в вузах, в которых они осуществляют свою трудовую деятельность, на эффективность работы профессорско-преподавательского состава. Отношение преподавателей к процессам, происходящим в высшем образовании, выступает важным фактором их успешности. В заключении авторы статьи делают вывод о том, что анализ отношения преподавателей исследуемых вузов к происходящим реформам в высшем образовании дает основание для тревоги, т.к. значительная часть респондентов высказывает неверие в целесообразность происходящего, в адекватность применяемых методов заявленным целям. На фоне негативного восприятия проводимых реформ высшего образования представители профессорско-преподавательского состава отметили и существенные положительные изменения: повышение обеспеченности научно-образовательных процессов современной технической базой; повышение научно-исследовательской и публикационной активности профессорско-преподавательского состава; поддержку инициатив сотрудников со стороны администраций вузов. Авторы статьи пришли к выводу, что изменения во внутриорганизационной среде вуза, обусловленные изменениями, происходящими в сфере высшего образования, могут являться причинами возникновения внутриорганизационных конфликтов, исследование природы и причин которых может стать основой для поиска эффективных методов из разрешения.