Abstract
Статья посвящена анализу идеи правового государства в политико-правовом учении выдающегося российского либерального правоведа начала XX века - Сергея Андреевича Котляревского. В частности, освещается взгляд на происхождение государства, проводится анализ соотношения правового и конституционного государства, а также выделяются и рассматриваются признаки правового государства. Цель работы - проанализировав политико-правовую доктрину С. А. Котляревского, раскрыть сущность идеи правового государства, определить и рассмотреть признаки правового государства. Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания. При подготовке работы применялись общелогические методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия. Также применялись частнонаучные методы: хронологический, проблемный, историко-сравнительный, системно-структурный, формально-юридический и метод сравнительного правоведения. Под давлением насилия инстинкт личного и коллективного самосохранения побуждает народ к стремлению построения государства на правовых началах, являющихся выражением общественного сознания. Начальный путь к правовому государству лежит через организацию конституционализма. Идея конституционализма реализуется в закрепленной в законе возможности влияния народа на ход политической жизни путем учреждения представительных органов. К признакам конституционного государства следует отнести народный суверенитет, разделение властей, а также закрепление в законе прав и свобод человека. В частности, требуют закрепления такие основополагающие права, как право на свободу, собственность, безопасность, сопротивление насилию, неприкосновенность личности, а также свобода мысли, слова, совести, печати и собраний. При этом правовым государство становится только тогда, когда наряду с наличием в государстве данных признаков, имеет место признак осуществления справедливости. Автор статьи приходит к выводу о том, что С. А. Котляревский подходил к пониманию правового государства с философско-идеалистических позиций. В основе правового государства лежит идея единения власти и народа. Такое единение достигается благодаря участию народа в законотворческой деятельности, тем самым воплощается идея солидарности гражданина и закона. Закон становится справедливым лишь тогда, когда народ солидарен с таким законом. Верховенство справедливого закона ведет к возникновению и развитию правового государства.