Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

МОДЕЛЬ ИКТ-НАСЫЩЕННОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНСТРУКТИВИЗМА

Аннотация

В данной статье представлена модель ИКТ-насыщенной среды обучения на основе социального конструктивизма, направленная на обучение иноязычной речевой деятельности и аспектам языка. Речевая деятельность в модели представлена на двух уровнях - рецептивном (аудирование, чтение, лексика, грамматика, фонетика, лингвострановедение) и продуктивном (говорение и письмо). Формирование рецептивной речевой деятельности осуществляется аутентичными информационными ресурсами и программами-тренажерами, а продуктивной речевой деятельности - коммуникационными и конструктивными средствами. Рецептивный уровень модели составляют такие средства, как подкасты, аудиосказки, фильмы, интеллектуальные карты, ленты времени, корпуса текстов, словари, синтезаторы речи, газеты, журналы, программы-тренажеры, тестовые оболочки, цифровые листы. Продуктивный уровень модели ИКТ-насыщенной среды обучения иностранным языкам представлен блогами, форумами, чатами, вики-технологией, подкастами, видеочатами, видеоблогами, мультимедиа-редакторами. Однако если рецептивный уровень предполагает просмотр и знакомство с новым учебным материалом, средства продуктивного уровня используются для создания продуктов речевой деятельности (запись рассказов, блогов, статей и др.). Нами были выделены принципы обучения иностранному языку согласно данной модели - принцип совместного конструирования знаний в процессе иноязычного общения в коммуникационных программах, принцип взаимного и самооценивания, предполагающий возможность оценивать или комментировать свои работы и работы друг друга, принцип сотрудничества, направленный на совместное выполнение заданий, принцип гибкости - возможность корректирования своих работ и быстрого возврата на предыдущие этапы и принцип ролевого дифференцирования - возможность осваивать новые роли - критика, помощника, ученика и др.

Об авторах

С. Р. Удалов
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогиче- ский университет»
Россия


Н. В. Петрова
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогиче- ский университет»
Россия


Список литературы

1. Азимов, Э.Г., Щукин, А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2009. - 448 с

2. Башмаков М.И. и др. Информационная среда обучения [Текст] / Башмаков М.И. - СПб.: Свет, 1997. - 400 с

3. Бовтенко, М.А. Структура и содержание информационно-коммуникационной компетенции преподавателя русского языка как иностранного: дис. ... д-ра пед. наук [Текст]/М.А. Бовтенко. - Москва, 2005, 482 c

4. Брунер, Д. Культура образования [Текст] / Д. Брунер. - М.: Просвещение, 2006

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - Москва. Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с

6. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя - М., 2001

7. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И.А. Зимняя. - М., 1991

8. Давлеткиреева Л.З. Формирование образовательной информационной среды подготовки ИТ- специалиста с использованием технологии дистанционного обучения дисс. на соиск. канд. пед. наук [Текст]/ Л.З. Давлеткиреева. - Магнитогорск, 2009

9. Коджаспирова, Г.М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров - М : Издательский центр «Академия», 2001 - 256 с

10. Обдалова, О.А. Информационно-образовательная среда как средство и условие обучения иностранному языку в современных условиях [Электронный ресурс] // Язык и культура. 2009. №1 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-kak-sredstvo-i-uslovie-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 10.12.2018)

11. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной теории и технологиииноязычного образования: методическое пособие дляпреподавателей русского языка как иностранного / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. - М.: Русский язык. Курсы, 2010. - 568 с

12. Патаракин, Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю [Текст] / Е.Д. Патаракин - М.: Интуит.ру, 2006. - 64 с

13. Смолин, Д.В. Принципы и методы построения информационно-образовательной среды изучения иностранного языка дисс. на соиск. канд. пед. наук [Текст] / Д.В. Смолин. - Барнаул, 2000

14. Спичко, Н.А. Образовательная среда в обучении иностранным языкам [Текст] // ИЯШ, 2004. №5. С. 44-48

15. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / [Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров и др.]; под ред. Е.С. Полат. - 2-е изд., стер. - М.: Издатель- ский центр «Академия», 2008

16. Черкашина, О.А. Создание ИОС для формирования иноязычного компонента модели специалиста: дис. … канд пед. наук [Текст]/ О.А. Черкашина. - Ярославль, 2011. - С. 19-22

17. Healey, D. Something to Do on Tuesday. Houston: Athelstan Publications, 1995. 138 р

18. Seeger, F. The culture of the mathematics classroom / F. Seeger, J. Voigt, U. Waschescio. - New York: Cambridge University Press, 1998

19. Wertsch, J.V. Discourse and learning in the classroom: a sociocultural approach / J.V. Wertsch, C. Toma // Constructivism in education / Ed by L.P. Steffe, J. Gale. - Hillsdale: Erlbaum, 1995. - P. 159-174


Рецензия

Для цитирования:


Удалов С.Р., Петрова Н.В. МОДЕЛЬ ИКТ-НАСЫЩЕННОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНСТРУКТИВИЗМА. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2019;(2):30-35.

Просмотров: 159


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)