Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ: СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ РЕШЕНИЯ

Аннотация

В статье рассматривается процессуальный компонент методики обучения учащихся решению математических задач. Автором на основе анализа научно-методической литературы, сравнения, обобщения, изучения педагогического опыта предлагается модель процесса решения задачи, представленная четырьмя этапами: анализ условия, составление плана решения, осуществление плана решения, изучение найденного решения. Оригинальным результатом можно считать то, что данные этапы наполняются содержанием, которое, с одной стороны, часто является самостоятельным объектом в методике обучения математике, с другой стороны, представляется необходимым и достаточным условием реализации этапов решения задачи. Так, первый этап описывается следующей последовательностью действий: ознакомление с общей ситуацией, описанной в задаче; выявление условия и требования задачи; установление вида, типа задачи; фиксация результатов анализа. Второй этап, по сравнению с первым, несет большую эвристическую нагрузку; здесь автор рассматривает три направления поиска решения математической задачи: связь данной задачи с теорией и другими задачами, анализ требования задачи, анализ условия задачи. Третий этап в большинстве случаев есть синтез результатов поиска плана решения и представляет собой оформительскую процедуру. Четвертый заключительный этап наряду со стандартными проверкой и формулировкой ответа предполагает важную эвристическую составляющую: исследование задачи и хода ее решения - выявление её идеи решения, связи с другими задачами, поиск и осуществление новых способов решения, формулирование и решение задач на основе исходной. Полученные результаты могут быть применены для дальнейших теоретических изысканий в качестве отправной точки, поскольку материал статьи охватывает структурно все виды деятельности, свойственные решению математической задачи. Материал статьи будет полезен студентам, обучающимся по направлению «педагогическое образование» как материал своеобразной лекции, в которой позиции различных авторов на обучение решению математических задач получают единую трактовку. Представленные результаты будут интересны учителю-практику, поскольку могут явиться структурной моделью для разработки собственной методики по обучению учащихся конкретному виду математических задач. В качестве промежуточных и итоговых выводов автором неоднократно подчеркивается положительная роль решения задач в достижении не только предметных математических, но и личностных и метапредметных результатов обучения.

Об авторе

Р. Ю. Костюченко
Омский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Далингер В.А. Методика обучения учащихся стереометрии посредством решения задач [Текст]: учеб. пособие. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. - 365 с.

2. Епишева О.Б. Общая методика обучения математике в средней школе [Текст]: курс лекций: учеб. пособие для студ. пед. вузов. - Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008. - 202 с.

3. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике [Текст]. В 2-х частях: Ч. 1. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся, Ч. 2. Обучение математике через задачи и обучение решению задач. - М.: Просвещение, 1977. - 112 с. (Ч. 1). - 144 с. (Ч. 2).

4. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика [Текст] / А.Я. Блох, Е.С. Канин, Н.Г. Килина и др.; Сост. Р.С. Черкасов, А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 1985. - 336 с.

5. Пойа Д. Как решать задачу [Текст]. - М.: Учпедгиз, 1959. - 208 с.

6. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе [Текст]. - М.: Просвещение, 2002. - 224 с.

7. Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике [Текст]: пособие для учителей, методистов и педагогических высших учебных заведений. - М.: Флинта, 1998. - 224 с.

8. Фридман Л.М. Как научиться решать задачи [Текст]: пособие для учащихся / Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий. - М.: Просвещение, 1984. - 175 с.


Рецензия

Для цитирования:


Костюченко Р.Ю. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ: СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ РЕШЕНИЯ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018;(4):117-123.

For citation:


Kostyuchenko R.Yu. METHODOLOGY OF TEACHING STUDENTS OF SOLVING MATHEMATICAL PROBLEMS: SOLUTION STEPS AND THEIR CONTENT. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2018;(4):117-123. (In Russ.)

Просмотров: 225


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)