Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

СОВОКУПНОСТЬ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

Аннотация

В статье рассматривается проблема подготовки научно-педагогических кадров к межкультурному взаимодействию в сфере образования и педагогических исследований, которое подразумевает совместное решение специалистами-представителями разных культур актуальных педагогических проблем в рамках опосредованных и непосредственных контактов в процессе их профессиональной деятельности. Целью и задачами данной работы является выявление и обоснование совокупности педагогических условий подготовки будущих педагогов-исследователей, создание некоторых рекомендаций по использованию конкретных способов и приемов подготовкик такого рода межкультурной деятельности. Теоретико-методологические положения культурологического подхода раскрывают понимание педагогики и образования как части национальной культуры,позволяют выявить парадигмальные различия в отечественных и зарубежных педагогических исследованиях, определить культурно-специфические особенности в функционировании национальных образовательных систем в целом и образовательного процесса в частности, а методология структурно-функционального подхода к исследованию языковых явлений раскрывает языковые различия на уровне русской и иноязычных терминологических систем.К основным результатам исследования следует отнести выводы о том, что целенаправленная работа с выявленными различиями, должна быть организована через реализацию необходимой и достаточной совокупности педагогических условий, обеспечивающих системные изменения всего процесса подготовки студентов магистратуры к межкультурному взаимодействию: содержательные условия предполагают включение ряда элементов, отражающих культурную специфику отечественного и зарубежного образования, педагогических исследований; технологические условия связаны с отбором ряда технологий, методов и приемов межкультурного обучения, позволяющих формировать необходимые навыки и умения вне непосредственных межкультурных контактов; организационные условия рассматриваются как вовлечение молодых педагогов-исследователей в межкультурное взаимодействие в его опосредованных (работа с зарубежной научной литературой, периодикой, ведение переписки с коллегами, блога, заочное участие в международных конференциях и пр.) и непосредственных формах (участие в программах академического обмена, стажировках, мастер-классах, совместных исследовательских проектах). Автором даются рекомендации по реализации названных условий, приводятся примеры практических заданий и тренингов, возможных внеаудиторных мероприятий.

Об авторе

Е. А. Деревянченко
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
Россия


Список литературы

1. Батракова, И.С. Организация научно-исследовательской деятельности магистрантов[Текст] / И.С. Батракова, Л.И. Лебедева // Подготовка специалиста в области образования: Научно-организационные проблемы подготовки кадров высшей квалификации: Коллективная монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. - Вып. IX. - С. 87-96.

2. Деревянченко, Е.А. Подготовка магистров педагогики к межкультурному взаимодействию: дисс. … канд. пед. наук:13.00.08[Текст] / Е.А. Деревянченко. - Омскийгосударственный педагогический университет. Омск, 2004. 200 с.

3. Заир-Бек, Е.С., Соляников, Ю.В. Технологии обучения научно-исследовательской деятельности как фактор качественной подготовки научных кадров в педагогическом университете[Текст] / Е.С. Заир-Бек, Ю.В. Соляников // Подготовка специалиста в области образования: Научно-организационные проблемы подготовки кадров высшей квалификации: Коллективная монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. - Вып. IX. - С. 96-114.

4. Коптельцева, Г., Рот, Ю. Встречи на грани культур: игры и упражнения для межкультурного обучения[Текст] / Г. Коптельцева, Ю. Рот. - Калуга, Полиграф-Информ, 2001. - 185 с.


Рецензия

Для цитирования:


Деревянченко Е.А. СОВОКУПНОСТЬ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018;(2):116-121.

For citation:


Derevianchenko E.A. COMPLEX OF TRAINING CONDITIONS OF PEDAGOGICAL RESEARCHERS FOR INTERCULTURAL INTERACTION. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2018;(2):116-121. (In Russ.)

Просмотров: 115


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)