Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

СТРАНОВОЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА. ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК

Аннотация

В работе обоснована актуальность исследуемой темы, в качестве основной цели исследования выделено сравнение условий и развития франчайзинга в разных странах. Задачи: изучение теоретико-правовой основы развития франчайзинга и развитие франчайзинга в России и за рубежом. Метод исследования - дескриптивный. В теоретической части исследования выделены разные бизнес-модели: товарный, сервисный и смешанный франчайзинг, также рассмотрены вопросы правового регулирования франчайзинга в европейских странах, США и России. Во второй части исследования проведен анализ экономического развития франчайзинга в России и зарубежных странах: анализ охватывает изменение основных показателей франчайзинга в динамике и его отраслевую структуру. Проанализированными показателями стали: количество выданных франшиз в разных отраслях экономики, количество точек продажи в рамках франшизы, количество занятых на точках продажи в рамках франшизы, оборот продаж точек продажи в рамках франшизы, отраслевая структура франчайзинга, территория распространения, доля франчайзеров в саморегулируемой организации. В работе также показан пример развития омского фармацевтического рынка. Сделан вывод, что условия развития в нашей стране для франчайзинга вполне благоприятны, темпы роста - высокие, а ряд отраслей используют данную бизнес-модель как эффективный инструмент конкурентной борьбы и захвата доли рынка. Данный вывод сделан на примере аптек «Фармакопейка» - франчайзингового проекта фармацевтического дистрибьютора «Медэкспорт - Северная Звезда». Данная франшиза является одной из популярных в России. В целом франчайзинг решает сразу ряд основных сложившихся задач: из-за очень высокой конкуренции в течение продолжительного времени многие агенты рынка начинают увеличивать кредиторскую задолженность перед поставщиками, что при слиянии или поглощении будет обязывать поглощающий бизнес в дальнейшем принять обязательства к исполнению; наибольшее распространение находит распределительный франчайзинг; знание региональных особенностей рынка позволяет быстрее коммерциализовать идеи.

Об авторах

Н. В. Пузина
ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
Россия


А. В. Никитин
ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
Россия


Список литературы

1. Аналитический отчет «Фармацевтический рынок РОССИИ. Итоги 2016 г.». DSM Group. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dsm.ru/docs/analytics/Annual_Report_2016rus.pdf (Дата обращения: 25.04.2018)

2. В Омске отказались от бренда «Имплозия». Коммерческие Вести. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kvnews.ru/gazeta/2016/yanvar/-1/vomske-otkazalis--ot--brenda-imploziya (Дата обращения: 20.01.2018)

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. 05.12.2017) / Собрание законодательства Российской Федерации № 5 от 29.01.96. Ст. 410. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Кодекс».

4. Лукашева Н.Е. Анализ развития франчайзинга в России: итоги последнего десятилетия. // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2011. № 9. С. 546-563. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ecfor.ru/publication/analiz-razvitiya-franchajzinga-v-rossii-itogi-poslednego-desyatiletiya/ (Дата обращения: 02.02.2018)

5. Одна из крупнейших омских аптечных сетей стала франчайзи «Фармакопейки». Фармацевтический вестник. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pharmvestnik.ru/publs/lenta/v-rossii/odna-iz-krupnejshix-omskix-aptechnyx-setej-stala-franchajzi-farmakopejki.html (Дата обращения: 20.01.2018)

6. Официальный сайт «Медэкспорт - Северная Звезда». [Электронный ресурс]. - URL: https://www.medexport-omsk.ru (Дата обращения: 15.01.2018)

7. Представители аптечных сетей подписали франчайзинговое соглашение, согласно которому в 2016 году 120 алтайских аптек «Хелми» начнут работать под омским брендом «Фармакопейка». Vademecum. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vademec.ru/news/2016/06/16/120-aptek-v-altayskom-krae-budut-rabotat-pod-brendom-farmakopeyki-/ (Дата обращения: 20.01.2018)

8. Рейтинг РБК: топ-50 самых популярных франшиз 2016 года. РосБизнесКонсалтинг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/ratings/own_business/06/03/2017/58bd26e09a7947cd79814830 (Дата обращения: 9.01.2018)

9. Сибгатуллин Р.Т. Франчайзинг в России. // Актуальные вопросы экономических наук. 2012. № 25-2. С. 190-195.

10. Скопировать успех. / Российская Ассоциация франчайзинга. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusfranch.ru/presscenter/publications/3617/ (Дата обращения: 9.01.2018)

11. Смирнова Н., Парабеллум А., Мрочковский Н., Масштабирование бизнеса. Создаем франчайзинг в розничной торговле, 2013. - 222 с.

12. Франчайзинг: автоматизация минимизирует риски. / РосБизнесКонсалтинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://quickresto.rbc.ru/article1.html (Дата обращения: 15.01.2018)

13. Франшиза аптечной сети «Фармакопейка». РосБизнесКонсалтинг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://biztorg.ru/view/33909204 (Дата обращения: 15.01.2018)

14. European Franchise Report, 2012. / European Franchise Federation. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eff-franchise.com/Data/PUBLICATION%202012%20EFF%20FRANCHISE%20REPORT.pdf (Дата обращения: 15.01.2018)

15. FederalTradeCommission, 16 CFRPart 436 FranchiseRuse [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ftc.gov/sites/default/files/documents/federal_register_notices/franchise-rule-16-cfr-part-436/991022franchis.pdf (Дата обращения: 10.02.2018)

16. Franchise Business Economic Outlook for 2017 / International Franchise Association Franchise Education and Research Foundation; IHS Markit Economics. 2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.franchise.org/sites/default/files/Franchise_Business_Outlook_Jan_2017.pdf (Дата обращения: 15.04.2018)

17. Report on franchising in Poland 2017 / Polish Franchise Organization. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://franchise.org.pl/report-on-franchising-in-poland (Дата обращения: 15.04.2018)


Рецензия

Для цитирования:


Пузина Н.В., Никитин А.В. СТРАНОВОЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА. ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018;(2):55-64.

For citation:


Puzina N.V., Nikitin A.V. COUNTRY ASPECT OF DEVELOPMENT OF FRANCHISING. PHARMACEUTICAL MARKET. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2018;(2):55-64. (In Russ.)

Просмотров: 118


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)