Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ VSОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА - ДУАЛИЗМ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация

В современном глобальном мире из категории национальных приоритетов развитых стран образование перешло в категорию мировых приоритетов. Вопросы образовательной политики в предложенных условиях приобретают особое значение для развития российской государственности. Процессы глобализации и рыночного подхода к высшему образованию уже повлияли на образовательную деятельность в России. В статье анализируются возникшие противоречия понимания и трактовки образовательных услуг, которые связаны с проблемой качества образования в новой экономических среде. Результаты анализа приводят к выводу о необходимости восстановить понимание истинной «надрыночной» роли образования, вернувшись к особенностям русской национальной идентичности, воспринимающим образованиев первую очередь как общественное достояние и благо, что на практике предполагает коррекцию образовательных стратегий, отказ от бюрократической системы мониторинга вузов, восприятие образования как услуги только в тех рамках, где это жестко экономически и юридически оправданно. Авторы настаивают, что чисто экономическое понимание образовательной деятельности как процесса предоставления услуг для удовлетворения образовательных потребностей населения обнажает принципиальные противоречия и не решает проблем качества образования. Мировые тенденции в настоящее время трактуют образовательные услуги в большинстве развитых стран как общественные блага, потребление которых обеспечивает положительный экстенсивный эффект в экономике. Следует отметить, что теория «общественных товаров» (благ) недостаточно разработана в западной, а тем более, в российской экономической литературе. Поэтому тематика статьи представляется актуальной, так как речь идет о взвешенном подходе к возможностям и объективно существующим границам «сугубо рыночных» методов.

Об авторах

С. Ю. Нейман
ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет»
Россия


С. А. Кациель
ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет»
Россия


Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)от 31.07.1998г. № 146-ФЗ: (ред. от 14.11.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. -1998. - № 31. - Ст. 3824.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Правовая справочно-информационная система «Гарант».

3. Агешкина, Н.А. Мировые образовательные тенденции и модели образования в современных условиях [Электронный ресурс] / Н.А.Агешкина. - Режим доступа: https://psyera.ru/mirovye-obrazovatelnye-tendencii-i-modeli-obrazovaniya-v-sovremennyh-usloviyah-370.htm, свободный.

4. Архипов, А.И. «Образование» и «услуга»: размышления над понятиями [Текст] / А.И. Архипов, И.В. Шацкая // Вестник Института экономики РАН. - 2016. - № 2. - С. 63-68.

5. Банслова, В.Б. Особенности образовательных услуг как процесса и анализ мотивации потребителей на рынке образовательных услуг [Текст] / В.Б. Банслова. - СПб : ИПК СПбГИЭА, 2009. - 289 с.

6. Баталова, О.С. Специфика образовательной услуги как основа маркетинговой политики вуза [Текст] / О.С. Баталова // Актуальные вопросы экономики и управления: м-лымжд. заоч. науч. конф. - М.: РИОР, 2011. - С. 7-12.

7. Браверман, А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика [Текст] / А.А. Браверман. - М.: Экономика, ТОО «КоМаркт Лтд.», 1997. - 571 с.

8. Запрягаев, С.А. Глобализация и системы обеспечения качества высшего образования [Текст] / С.А. Запрягаев, Е.В. Карелина, А.М. Караваева, И.Г. Салецкий, - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 292 с.

9. Лифанова, С.А. Образовательные услуги как экономический объект [Текст] / С.А. Лифанова // JournalofSiberianMedicalSciences. - 2008. - № 1. - С. 191-196.

10. Лопатина, А.Н. Современная система образования как экономическая категория: методологические и практические аспекты [Текст] / А.Н. Лопатина // Вестник Московского государственного областного университета, серия «Экономика». - 2010. - № 1. - С. 90-95.

11. Нейман, С.Ю.Инновационные требования к региональному учебному заведению с учетом зарубежного опыта[Текст] / С.Ю.Нейман // Экономика сферы сервиса: проблемы и перспективы: сб. м-ов н-практ.конф. Омск: ОГИС. - 2015. - С. 91.

12. Никольский В.С. Коммодификация знания и образования: эссе о ценностях и ценах [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. -2010. - № 3. - Режим доступа: http://vphil.ru/index.php?id=618&option=com_content&task=view, свободный.

13. Панченкова Л.С., Кациель С.А. О проблеме сбалансированности требований основных групп потребителей образовательных услуг // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2014. - № 3 (17). С.116-124.

14. Понятие и основные виды образовательных услуг 17 августа 2012[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.finexg.ru/ponyatie-i-osnovnye-vidy-obrazovatelnyx-uslug/

15. Потапенко В.С. Образовательная деятельность и образовательные услуги: соотношение понятий [Текст] // Журнал российского права. - 2009. - № 3 (47). - С. 139-150.

16. Терещенко Н.Н. Исследование рынка образовательных услуг высшей школы: Монография [Текст] - Красноярск, КГУ, 2005. - 267 с.

17. Фурин А.Г. Понятие «образовательный продукт» общего образования: сущность и особенности формирования в образовательном кластере [Электронный ресурс] / А.Г. Фурин, И.И.Ахматов // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2. - Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8717 , свободный.

18. Шевченко О.М. Сущность и особенности образовательной услуги [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - №3. - С. 90-96.

19. Rhoades, G. Academic Capitalism in the New Economy: Challenges and Choices / G. Rhoades, S. Slaughter // Academic American. - 2004. - V 1, № 1. - P. 37-59.

20. Singh, M. International Quality Assurance, Ethics and the Market: A View from Developing Countries”, in UNESCO/IAU (2000) Globalization and the Market in Higher Education: Quality, Accreditation and Qualifications / M. Singh // Higher Education in Globalized Society URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001362/136247e.pdf


Рецензия

Для цитирования:


Нейман С.Ю., Кациель С.А. КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ VSОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА - ДУАЛИЗМ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018;(1):130-136.

For citation:


Neiman S.Y., Katsiel S.A. QUALITY ASSURANCE IN EDUCATION VERSUS EDUCATIONAL SERVICE - CONSIDERATIONS OF THE RUSSIAN HIGHER SCHOOL CHALLENGES. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2018;(1):130-136. (In Russ.)

Просмотров: 95


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)