Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

В статье обосновывается важность и современное состояние вопросов профессиональной ориентации обучающихся основной школы. Раскрываются возможности активизации профессионального самоопределения учащихся 7–9 классов в рамках урочной деятельности по математике посредством профориентационных заданий. С учетом психолого-педагогической и социально-экономической составляющих данного вопроса, представлена модель поля для профессионального ориентирования обучающихся, в котором выделены четыре зоны, определяющие дальнейший профессиональный выбор школьника. Целям обогащения обозначенных зон служит профессиональная ориентация школьников, а ее результат, связанный с осознанным определением более мелких областей внутри квадрантов и проектированием собственного профессионального пути, составляет профессиональное самоопределение оптанта. Продвигаться сразу по нескольким направлениям поля профессионального ориентирования в учебном процессе позволяет внедрение профориентационных заданий. Особая значимость для демонстрации на уроке профессиональных действий, знаний, необходимых для их выполнения, принадлежит математике. Определена структура профориентационного задания по математике, состоящего из четырех блоков: мотивационно-вовлекающего; информационного; практико-ориентированного и рефлексивного. Профориентационные задания должны быть естественным образом связаны с изучаемым предметным материалом, обогащать представления обучающихся о различных профессиональных областях и стимулировать к формированию профессионального самоопределения.

Об авторах

С. Н. Скарбич
Омский государственный педагогический университет
Россия

Скарбич Снежана Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математики и методики обучения математике

г. Омск, Набережная Тухачевского, д. 14



Т. П. Фисенко
Омский государственный педагогический университет
Россия

Фисенко Татьяна Петровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике

г. Омск, Набережная Тухачевского, д. 14



Список литературы

1. Приказ Минпросвещения России от 31 августа 2023 г. № 650 «Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 5 октября 2023 г., № 75467) URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ 53d3c69503ab48125815993c075256b0/ (дата обращения: 12.09.2025).

2. Письмо Минпросвещения России от 1 июня 2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_450353/ (дата обращения: 12.09.2025).

3. Ценности молодежи // ВЦИОМ. Новости. 14. 12. 2022 г. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi (дата обращения: 12.09.2025).

4. Выбор работы и профессии // Фонд «Общественное мнение». 15. 11. 2024 г. URL: https://fom.ru/Rabota-i-dom/15097 (дата обращения: 12.09.2025).

5. Ценностные ориентации современной молодежи // Аналитический обзор результатов международных и российских исследований (версия 1.2 от 30. 09. 2021 г.). URL: https://www.zircon.ru/upload/iblock/aab/tsennostnye-orientatsii-sovremennoy-molodezhi-analiticheskiy-obzor.pdf (дата обращения: 12.09.2025).

6. Давлетшина Э. В. Изучение актуальных ценностей молодежи России // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2024. Т. 15. № 4. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/33SCSK424.pdf DOI: 10.15862/33SCSK424 (дата обращения: 12.09.2025).

7. Косинова И. И., Гришаева Ю. М., Вовченко М. Н., Алымова О. В., Евстафьева Н. С. Исследование ценностей и жизненных предпочтений современной молодежи в России // Вестник Российской международной академии туризма. 2022. №2. С. 21–28.

8. Савенкова А. С. Представления о рынке труда молодежи России, Китая и Германии: сопоставительный анализ // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2021. №3. С. 520–535.

9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.

10. Сведения об обучающихся с 1 по 12 классы // Министерство просвещения Российской Федерации. Банк документов. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/id/4117 (дата обращения: 12.09.2025).

11. Иудин А. А., Ситникова И. В., Тюнтяев А. С. Влияние ценностных ориентацийна профессиональный выбор абитуриентов (часть 2) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. №1 (57). С. 42–51.

12. Конструктор будущего // Билет в будущее URL: https://kb.bvbinfo.ru/?section=urochnaya-deyatelnost (дата обращения: 12.09.2025).

13. Сотникова С. И., Прокудина О. А. Профессиональная ориентация в контексте концепции непрерывного образования // Экономика труда. 2019. Т. 6. № 3. С. 1059–1078. URL: https://doi.org/10.18334/et.6.3.40858 (дата обращения: 12.09.2025).

14. Кузнецов К. Г., Кувшинова О. Л. Методика оценки готовности школьников к профессиональному самоопределению // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 1 (48). С. 88–111.

15. Яценко О. В. Технология PROF.Navigator в контексте ведущих российских методов профориентации подростков // Педагогический ИМИДЖ. 2022. № 1 (54). С. 102–112.

16. Сюваткина Л. И. Профориентационная работа на уроках математики // Вестник науки. 2023. № 10 (67). С. 218–223.

17. Скоробогатова Н. В. Наглядное моделирование профессионально-ориентированных задач в обучении математике студентов инженерных направлений технических вузов: дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2006. 183 с.

18. Федотова Т. И. Профессионально ориентированные задачи по математике как средство формирования профессиональной компетентности будущих инженеров // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2009. № 15. URL: https://sciup.org/148178748 (дата обращения: 12.09.2025).

19. Зайкин Р. М. Что же следует понимать под профессионально ориентированным обучением математике студентов-гуманитариев? // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 5–2. С. 69–72.


Рецензия

Для цитирования:


Скарбич С.Н., Фисенко Т.П. ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий.

For citation:


Skarbich S.N., Isenko T.P. CAREER GUIDANCE ASSIGNMENTS IN MATHEMATICS AS A MEANS OF ACTIVATING THE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. (In Russ.)

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)