СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-4-1008
Аннотация
В статье рассматривается проблема развития лексической компетенции будущих учителей иностранного языка в педагогическом вузе. Авторы подчеркивают, что формирование профессионально ориентированного словарного запаса является ключевым аспектом подготовки педагогов, поскольку успешная педагогическая деятельность требует не только владения языком на высоком уровне, но и умения эффективно использовать специализированную лексику в образовательном процессе.
Цель исследования — предложить и проанализировать комплекс упражнений, направленных на развитие лексической компетенции студентов через погружение в профессионально-педагогический контекст. В качестве теоретической основы используется модель П. Нэйшена, включающая четыре этапа освоения лексики: ознакомление с новой темой на основе знакомого языкового материала, целенаправленное изучение слов, практическое применение в устной и письменной речи, развитие беглости использования лексики.
На примере темы «The Role of Emotional Intelligence in Classroom» демонстрируется технология работы, включающая предтекстовые задания (обсуждение вопросов для активизации prior knowledge), чтение аутентичного текста с выделением ключевой лексики, упражнения на закрепление (заполнение пропусков, подбор определений, работа с синонимами и антонимами), продуктивные задания (составление предложений, дискуссии).
Особое внимание уделяется профессиональной направленности упражнений, позволяющей студентам применять лексику в смоделированных педагогических ситуациях. Авторы делают вывод, что предложенная технология способствует не только развитию лексической компетенции, но и формированию готовности будущих учителей к иноязычному профессиональному общению.
Об авторах
Ю. Б. ДюндикРоссия
Дюндик Юлия Борисовна — кандидат филологических наук, доцент кафедры регионоведения, АТР Иркутского государственного университета
г. Иркутск, ул. Карла Маркса, д. 1
А. А. Казанцева
Россия
Казанцева Анжела Анатольевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры романских языков и лингводидактики, Институт иностранных языков Московского городского педагогического университета
Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 1
Список литературы
1. Nation I.S.P. Learning Vocabulary in Another Language. Cambridge University Press, 2001. 477 p.
2. Антонова Д. А. Особенности формирования лексической иноязычной компетенции студентов с позиции коммуникативного подхода // Инновационная наука. 2021. № 2. С. 88–92.
3. Каплун Р. Н. Этапы формирования иноязычной лексической компетенции // Прорывные научные исследования: проблемы, пределы и возможности: сборник статей Международной научно-практической конференции (Омск, 2 июля 2024 г.). Уфа: ООО «ОМЕГА САЙНС», 2024. С. 74–76.
4. Хацаева Д. Т., Сопоев А. Ю., Цабиев В. О. Методология развития профессиональной лексической компетенции у будущих преподавателей иностранных языков // Современное педагогическое образование. 2024. № 8. С. 111–114.
5. Тарева Е. Г. Дизайн профессионально ориентированной языковой подготовки учителя французского языка // Иностранные языки в школе. 2021. № 12. С. 62–69.
6. Карташова В. Н., Андреенко Т. Н. Методика формирования профессиональной лексической компетенции будущего учителя иностранного языка // СибСкрипт. 2015. №2–3 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-formirovaniya-professionalnoy-leksicheskoy-kompetentsii-buduschego-uchitelya-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 21.07.2025).
7. Тарева Е. Г. Преподаватель французского: особенности языковой компетенции // Человек и его Язык : Материалы XX юбилейной Международной конференции Школы-Семинара имени Л.М. Скрелиной, Санкт-Петербург, 14–16 сентября 2022 года. Санкт-Петербург: ООО «Издательско-Торговый Дом «СКИФИЯ», 2022. С. 239–243.
8. Андреенко Т. Н. Формирование профессиональной лексической компетенции у будущих учителей иностранного языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2014. 24 с.
9. Schmitt N., Jiang X., Grabe W. The percentage of words known in a text and reading comprehension // The Modern Language Journal. 2011. Vol. 95. No. 1. P. 26–43. DOI:10.1111/j.1540-4781.2011.01146.x
10. Todmal A., Rao G., Gagare K. The role of emotional intelligence in effective teaching and classroom management // European Chemical Bulletin. 2023. Vol. 12. P. 4859–4872. DOI:10.31838/ecb/2023.12.s1-B.479 URL: https://www.researchgate.net/publication/372495155_THE_ROLE_OF_EMOTIONAL_INTELLIGENCE_IN_EFFECTIVE_TEACHING_AND_CLASSROOM_MANAGEMENT (дата обращения: 12.07.2025).
11. How Emotionally Intelligent Are You? URL: https://www.nytimes.com/2022/03/17/learning/students-emotional-intelligence-school.html (дата обращения: 15.07.2025).
12. Павлова Л. П. Формирование иноязычной лексической компетенции у студентов экономического вуза // Инновационные образовательные технологии. 2011. № 2 (26). С. 44–50.
13. Чайкисова А. В. Использование интернет-мемов в процессе обучения профессионально-ориентированному языку студентов-регионоведов // VII Готлибовские чтения: Востоковедение и регионоведение Азиатско-Тихоокеанского региона: материалы Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2024. С. 498–503.
Рецензия
Для цитирования:
Дюндик Ю.Б., Казанцева А.А. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-4-1008
For citation:
Dyundik Yu.B., Kazantseva A.A. DEVELOPING LEXICAL COMPETENCE IN FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-4-1008













