Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ВЕКТОРЫ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ АЛГЕБРЫ И ГЕОМЕТРИИ

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-4-980

Аннотация

Понятие вектора является одним из фундаментальных понятий школьного курса геометрии и базовым для изучения последующих разделов математики и других естественных наук. Многолетний опыт работы авторов статьи показал низкий уровень системных знаний по теме «Векторы» у абитуриентов и студентов-первокурсников университета, а также неспособность решать не только прикладные, но и типовые задачи по данной теме. В статье анализируются причины сложившейся ситуации и предлагается один из способов решения проблемы.

В работе проведен анализ содержания открытого банка заданий ЕГЭ по математике (профильный уровень, тема «Векторы»), обоснование рациональности решения ряда геометрических задач ЕГЭ векторно-координатным методом, классификация видов задач по стереометрии, которые рационально решать векторно-координатным методом, что по мнению авторов, обеспечивает не только закрепление теоретических знаний и операционных умений по теме «Векторы», но и способствует формированию метапредметных компетенций, позволяющих осуществлять перенос алгебраического аппарата в решение геометрических задач.

В статье приводится сравнение традиционного метода решения стереометрической задачи и векторно-координатного, с указанием преимуществ последнего и некоторых его недостатках. А также показаны примеры применения векторно-координатного метода при решении задач планиметрии и алгебры.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в подавляющем большинстве задач по стереометрии открытого банка ЕГЭ применение векторно-координатного метода является наиболее рациональным.

Об авторах

Ю. Г. Галич
Омский государственный университет путей сообщения
Россия

Галич Юлия Геннадьевна — старший преподаватель кафедры высшей математики

г. Омск, пр. Карла Маркса, д. 35



Л. В. Долгова
Омский государственный университет путей сообщения
Россия

Долгова Лариса Вячеславовна — старший преподаватель кафедры высшей математики

г. Омск, пр. Карла Маркса, д. 35



М. А. Приходько
Омский государственный университет путей сообщения
Россия

Приходько Маргарита Анатольевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики

г. Омск, пр. Карла Маркса, д. 35



Список литературы

1. Гаджимурадов М. А., Гаджиева З. Д. О вычислении углов между прямыми и плоскостями при обучении геометрии // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2024. Т. 18. № 3. С. 39–44.

2. Дербеденева Н. Н., Трунина К. В., Долгачева Т. В. Технология решения метрических задач на многогранниках векторно-координатным методом // Эвристическое обучение математике: Труды VI Международной научно-методической конференции (Донецк, 21–23 декабря 2023 г.). Донецк: ДонГУ, 2023. С. 240–245.

3. Байгонакова Г. А., Темербекова Г. А., Макапов А. А. Теоретические основы решения стереометрических задач векторно-координатным методом // Информация и образование: границы коммуникаций. 2019. № 11(19). С. 222–224.

4. Мухаметьярова А. Р. Применение среды GeoGebra при решении стереометрических задач векторно-координатным методом // Математическое и информационное моделирование: сборник научных трудов. Т. 17. Тюмень: ТюмГУ, 2019. С. 366–374.

5. Чиспияков С. В., Кравченко М. А. Применение векторно-координатного метода для решения задач по стереометрии // Теоретические и прикладные аспекты естественно-научного образования в эпоху цифровизации: Материалы III Международной научно-практической конференции (Брянск, 11–12 апреля 2024 г.). Брянск: БГУ им. И. Г. Петровского, 2024. С. 364–370.

6. Далингер В. А. Об одном доказательстве теоремы синусов // Развитие образования. 2020. № 1(7). С. 16–18.

7. Карымов И. А. Доказательство основных свойств параллелограмма при помощи векторно-координатного метода // Молодой ученый. 2021. № 13(355). С. 1–8.

8. Скамейкина Е. Ю. Геометрические методы решения алгебраических задач // Физико-математическое и естественно-научное образование: наука и школа. XX Емельяновские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Йошкар-Ола, 27 апреля 2023 г.). Йошкар-Ола: МарГУ, 2023. С. 233–238.

9. Рахимов Н. Н., Райимкулов П. М., Хакназарова Х. К. Решение некоторых алгебраических задач с использованием вектора // Интернет-журнал «International scientific review». 2017. №1 (32). С. 11–13. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27812567_67629830.pdf (дата обращения: 02.03.2025).

10. Уварова М. Н., Гришина М. Н. Использование векторно-координатного метода при изучении дисциплин Математика и Физика // Ученые записки Орловского государственного университета. 2023. № 2(99). С. 338–341.

11. Изменения в КИМ ЕГЭ 2024 года // ФГБНУ ФИПИ. URL: https://doc.fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory/2024/Izmeneniya_KIM_EGE_2024.pdf (дата обращения: 22.02.2025).

12. Образовательный портал для подготовки к экзаменам // URL: https://ege.sdamgia.ru/prob-catalog (дата обращения: 22.02.2025).

13. Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б. и др. Геометрия. 10–11 классы: учебник. М.: Просвещение, 2009. 255 с.

14. Погорелов А. В. Геометрия: учебник для 7–11 классов. М.: Просвещение, 1993. 383 с.

15. Александров А. Д., Вернер А. Л., Рыжик В. И. Геометрия: учебник для 7–9 классов. М.: Просвещение, 2003. 272 с.


Рецензия

Для цитирования:


Галич Ю.Г., Долгова Л.В., Приходько М.А. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ВЕКТОРЫ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ АЛГЕБРЫ И ГЕОМЕТРИИ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-4-980

For citation:


Galich Yu.G., Dolgova L.V., Prikhodko M.A. SYSTEMATIZATION AND GENERALIZATION OF KNOWLEDGE ON THE TOPIC «VECTORS» IN PREPARATION FOR THE UNIFIED STATE EXAM TO SOLVE PROBLEMS IN ALGEBRA AND GEOMETRY. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-4-980

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)