МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМЕТРИКЕ
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-4-971
Аннотация
В статье рассматриваются методические особенности преподавания эконометрики в вузе. Исследуются проблемы, препятствующие качественной подготовке специалистов. Выделяется проблема, связанная с существующей тенденцией в высшем образовании: увеличение доли самостоятельной работы за счет сокращения аудиторной нагрузки. Интегративный характер дисциплины «Эконометрика», недостаточный уровень сформированных у студентов системных знаний, наличие у современной молодежи «клипового мышления», высокая вариативность содержания учебного материала с одной стороны и снижение аудиторной нагрузки с другой стороны создают определенные сложности в качественном освоении дисциплины.
Автором обосновывается идея о том, что необходима определенная структуризация учебного материала по эконометрике. Определены цели исследования: структуризация содержания учебного курса «Эконометрика» и выделение методических приемов для совершенствования методики обучения.
Предлагается особая форма организации лекционного материала в виде «опорных конспектов», вложенных в обобщающие таблицы: левая часть содержит блоки теоретического материала, правая часть — блоки с решением практических задач, поясняющих теоретические положения. Обосновывается выбор опорных схем в виде таблиц, блок-схем, кластеров, рисунков для обеспечения связи элементов знаний. Так как решение эконометрических задач, как правило, связано с обработкой больших массивов данных, особое внимание уделено использованию инструментов MS Excel при проведении эконометрических расчетов. К лекционному материалу разработаны специально сконструированные задания для самопроверки в форме тетради с печатной основой. Методические аспекты структуризации демонстрируются на материалах из учебного пособия «Курс лекций по эконометрике в таблицах, рисунках и схемах», разработанного автором. Автор статьи пришел к следующим выводам: предлагаемая структуризация учебного материала создает возможность восполнить недостаток аудиторных часов по изучению дисциплины и создать условия для качественного освоения материала. Предлагаемые подходы к структуризации учебного материала могут быть интересны специалистам, ведущим занятия по другим дисциплинам.
Ключевые слова
Об авторе
И. В. БабичеваРоссия
Бабичева Ирина Владимировна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент департамента очного отделения
г. Омск, ул. 24 Северная, д. 196, корп. 1
Список литературы
1. Бабичева И. В. Методические аспекты организации самостоятельной работы студентов на примере изучения дисциплины «Финансовая математика» // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023. Т. 12. № 1. С. 11–21.
2. Бабичева И. В. Методические аспекты самостоятельной работы студентов с применением тетрадей на печатной основе // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2024. Т. 13. № 1. С. 11–16.
3. Баженова И. В., Клунникова М. М., Пак Н. И. Методическая система организации учебного процесса на основе кластера дисциплин // Преподаватель XXI век. 2021. № 1. Ч. 1. С. 95–113. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-1-95-113
4. Беляков Г. А. Проблемы и перспективы развития эконометрики // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 5–1 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-ekonometriki (дата обращения: 27.04.2025).
5. Бурханова Ю. Н. Методические аспекты использования компьютерной системы MATHEMATICA в обучении эконометрике студентов экономических специальностей // Молодой ученый. 2011. № 9 (32). С. 201–203. URL: https://moluch.ru/archive/32/3632/ (дата обращения: 11.02.2025).
6. Гусева Е. В. Роль опорного конспекта. Применение лекционной рабочей тетради на занятиях по специальным дисциплинам кафедры // ВВО. 2023. № 5 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-opornogo-konspekta-primenenie-lektsionnoy-rabochey-tetradi-na-zanyatiyah-po-spetsialnym-distsiplinam-kafedry (дата обращения: 10.07.2025).
7. Деревлев Н. А., Паманин М. Ю., Путивцева Н. П. Большие данные и их применение в эконометрике // ВВО. 2023. № 12 (102). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bolshie-dannye-i-ih-primenenie-v-ekonometrike (дата обращения: 10.07.2025).
8. Жданко Т. А. Теоретические аспекты реализации кластерного подхода в образовании // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2023. № 1. С. 19–28.
9. Иванова Е. В., Шабалина О. В., Лунегова И. С. Исследование эффективности средств достижения метапредметных результатов в начальном общем образовании // Концепт. 2025. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-effektivnosti-sredstv-dostizheniya-metapredmetnyh-rezultatov-v-nachalnom-obschem-obrazovanii (дата обращения: 10.07.2025).
10. Избицкая А. В. Проблема организации самостоятельной деятельности студентов и пути ее решения // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-organizatsii-samostoyatelnoy-deyatelnosti-studentov-i-puti-ee-resheniya (дата обращения: 18.04.2025).
11. Исаенко М. М., Квартыч Е. И. Педагогические условия и педагогические приемы, направленные на улучшение усвоения учебного материала по дисциплине «Биология» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 1–1 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-i-pedagogicheskie-priemy-napravlennye-na-uluchshenie-usvoeniya-uchebnogo-materiala-po-distsipline (дата обращения: 10.07.2025).
12. Кольчугина И. Г. Использование схемно-знаковых моделей при обучении иностранных студентов химии // Инновационное развитие профессионального образования. 2025. № 2 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-shemno-znakovyh-modeley-pri-obuchenii-inostrannyh-studentov-himii (дата обращения: 10.07.2025).
13. Махтумкули Фраги, Мамедов М., Сапаров С., Ровшенова М. Цели и задачи курса эконометрики // Символ науки. 2024. № 5–1–1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tseli-i-zadachi-kursa-ekonometriki-1 (дата обращения: 10.07.2025).
14. Чернышев В. М., Путивцева Н. П. Инновационные методы анализа данных в эконометрике: роль информационных технологий в улучшении прогнозирования эконометрических показателей // Теория и практика современной науки. 2024. № 1 (103). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-metody-analiza-dannyh-v-ekonometrike-rol-informatsionnyh-tehnologiy-v-uluchshenii-prognozirovaniya-ekonomicheskih (дата обращения: 10.07.2025).
15. Ягмыров Х., Атаева Э. С. Эконометрика в эпоху цифровизации: интеграция машинного обучения // Символ науки. 2024. № 4–1–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonometrika-v-epohu-tsifrovizatsii-integratsiya-mashinnogo-obucheniya (дата обращения: 10.07.2025).
16. Ярматов М. О., Аширбекова М. А., Абдырахманова Ж. С., Сарымсакова А. Т., Ганыжан Кызы З., Абдуллаева Ж. Д. Методика создания справочных конспектов при обобщении знаний в естественно-научном образовании // Бюллетень науки и практики. 2023. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-sozdaniya-spravochnyh-konspektov-pri-obobschenii-znaniy-v-estestvennonauchnom-obrazovanii (дата обращения: 10.07.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Бабичева И.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМЕТРИКЕ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-4-971
For citation:
Babicheva I.V. METHODOLOGICAL ASPECTS OF TEACHING ECONOMETRICS. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-4-971













