Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ МОТИВАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-2-900

Аннотация

Повышение мотивации обучения остается одной из основных проблем в педагогической теории и практике. В данной статье рассмотрен аспект проблемы, связанный с повышением мотивации обучения, выступающей средством развития логической культуры студентов. Проведенный анализ результатов учебной работы обучающихся выявил ее низкий уровень, характеризующийся недостаточной сформированностью навыков переноса логических приемов в новые условия.

В статье раскрыты понятия «мотивация обучения», «логическая культура», выделены группы познавательных потребностей обучающихся и перечислены основные требования, обеспечивающие результативность работы по развитию логической культуры средствами мотивации.

Мотивационное задание является не только основным средством формирования познавательных интересов, но и способом осуществления мотивации. Авторы рассматривают мотивационные задания как основу проектирования образовательных ситуаций, стимулирующих применение логических приемов, составляющих логическую культуру. На основе анализа психолого-педагогической литературы выделены этапы проектирования образовательной ситуации и перечислены требования к конструированию мотивационных заданий. В статье приведены примеры мотивационных заданий, апробированных в обучении математическим дисциплинам. Описанные примеры направлены на формирование следующих логических приемов: взаимообратные отношения необходимости и достаточности, классификация.

Эффективность описанного подхода к развитию логической культуры подтверждается положительными результатами исследования, в том числе проведенного анкетирования.

Об авторах

М. А. Приходько
Омский государственный университет путей сообщения
Россия

Приходько Маргарита Анатольевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики

г. Омск, пр. Маркса, д. 35



О. Б. Смирнова
Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина
Россия

Смирнова Оксана Борисовна — старший преподаватель кафедры математических и естественнонаучных дисциплин

г. Омск, Институтская площадь, 1



Список литературы

1. Шипилина Л. А. Мотивационное управление в образовательных системах: учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ. 2001. 152 с.

2. Смирнова О. Б. Познавательная активность как фактор развития логической культуры студентов // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2012. № 5. URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1799.htm (дата обращения: 15.10.2024).

3. Смирнова О. Б., Приходько М. А. Проектирование образовательных ситуаций для развития логической культуры студентов // Омский научный вестник. 2015. № 5 (142). С. 69–71.

4. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учебное пособие. М.: Просвещение. 1979. 160 с.

5. Приходько М. А., Смирнова О. Б. О мотивации студентов к развитию их логического мышления // Теоретические и методологические проблемы современного образования: материалы XXIX Международной научно-практической конференции. М: Институт стратегических исследований; Изд-во «Перо», 2016. С. 44–47.

6. Юракова М. В. Мотивация в процессе обучения математике // Вестник БГУ. 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-v-protsesse-obucheniya-matematike (дата обращения: 13.11.2024).

7. Хуторской А. В. Эвристическая ситуация как метод самореализации творческого потенциала ученика и учителя // Творческая личность учителя: проблемы теории и практики. Киев: Украин. гос. пед. университет, 1997. С. 53–56.

8. Хуторской А. В. Как обучать творчеству? // Интернет-журнал «Эйдос». 2001. URL: http://www.eidos.ru/journal/2001/0105 (дата обращения: 29.10.2024).

9. Сериков В. В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.


Рецензия

Для цитирования:


Приходько М.А., Смирнова О.Б. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ МОТИВАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2025;14(2):53-58. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-2-900

For citation:


Prikhodko M.A., Smirnova O.B. DESIGNING EDUCATIONAL SITUATIONS THROUGH MOTIVATIONAL TASKS FOR DEVELOPING STUDENTS’ LOGICAL CULTURE IN TEACHING MATHEMATICAL DISCIPLINES. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2025;14(2):53-58. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-2-900

Просмотров: 48


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)