ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-3-815
Аннотация
В статье рассмотрены основные возможности использования цифровых технологий в специальном образовании, представлен анализ научных публикаций по вопросам применения цифровых технологий при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и развития. Искусственный интеллект и нейронные сети также относятся к цифровым технологиям. Чем активнее развивается искусственный интеллект, тем более привлекательным он оказывается для применения его в специальном образовании. Многие авторы утверждают, что через пять лет искусственный интеллект станет неотъемлемой частью жизни людей, он будет помогать, советовать человеку, так же это предположение касается и специального образовательного процесса. Использование искусственного интеллекта и нейросетей в специальном образовании поможет сделать учебный процесс наиболее эффективным и адаптированным к индивидуальным потребностям особых обучающихся. В статье также предложен анализ публикаций, посвященных вопросам применения искусственного интеллекта и нейросетей в специальном образовании, представлены основные направления использования этих технологий в работе специального педагога, приведены примеры промптов и результаты их обработки с целью привлечения внимания к таким вопросам учителей, работающих с детьми с ОВЗ.
Ключевые слова
Об авторе
О. В. ВоронинаРоссия
Воронина Ольга Владиславовна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и методики преподавания информатики
г. Омск, Набережная Тухачевского, 14
Список литературы
1. Приказ Министерства образования РФ от 11.12.2003 № 4580/149 // Об организации работы Минобразования России и Минсвязи России по координации совместной деятельности и эффективной работы по проекту «Информатизация системы образования». URL: https://edu.ru/documents/view/8733/ (дата обращения: 14.06.2024).
2. Кто такие специальные педагоги и кому они помогают. URL: https://informburo.kz/stati/kto-takie-specialnye-pedagogi-i-komu-oni-pomogayut (дата обращения: 14.06.2024).
3. Сурвило И. И. Компьютерные технологии в специальном образовании. URL: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2021/02/03/statya-po-teme-kompyuternye-tehnologii-v (дата обращения: 14.06.2024).
4. Никольская И. А. Информационные технологии в специальном образовании: учебник. М. : Академия, 2011. 139 с.
5. Смелова В. Г. Оснащение рабочих мест обучающихся для инклюзивного и дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации. М. : МГПУ, 2019. 139 с.
6. Покровская Ю. А. Информационно-коммуникативные технологии в специальном и инклюзивном образовании: учебно-методическое пособие. М. : МГПУ, 2022. 58 с.
7. Никольская И. А. Информационно-коммуникационные технологии в специальном образовании: учебник. М. : ИНФРА-М, 2020. 232 с.
8. Кукушкина О. И. Компьютерный инструмент дифференциации и осмысления картины мира — «Лента времени». Цифровые инструменты формирования профессиональных компетенций дефектологов. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-43/digital-tools-for-the-formation-of-professional-skills-of-special-teachers (дата обращения: 14.06.2024).
9. Афанасьева Ю. А. Технология разработки интерактивного сценария урока с использованием ресурсов «Московской электронной школы» (МЭШ) для обучающихся с особыми образовательными потребностями: учебно-методическое пособие. М. : Изд-во МГПУ, 2020. 112 с.
10. Афанасьева Ю. А., Величенкова О. А., Гравицкая Е. Г. Московская электронная школа как инструмент равного доступа к образованию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: учебно-методическое пособие. М. : Изд-во МГПУ, 2021. 240 с.
11. Технологии искусственного интеллекта в образовании: общие положения и терминология (ГОСТ Р 59895-2021). URL: https://rosgosts.ru/35/240/gost_r_59895-2021 (дата обращения: 14.06.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Воронина О.В. ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2024;13(3):10-16. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-3-815
For citation:
Voronina O.V. DIGITAL TECHNOLOGIES IN SPECIAL EDUCATION. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2024;13(3):10-16. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-3-815