Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

ПРИМЕНЕНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-4-1044

Аннотация

В данной статье отмечается важность подготовки будущих специалистов транспортной отрасли на тренажерном оборудовании при возрастающих квалификационных требованиях работодателей, в связи с использованием на транспорте новых технических средств с элементами ИИ, роботизированных устройств. Представлены особенности тренажерного оборудования с элементами ИИ, роботизированных устройств и иммерсивных технологий, применяемые в образовательном процессе транспортного вуза. Рассмотрены преимущества обучения на высокотехнологичном тренажерном оборудовании для отработки профессиональных навыков в штатных и нештатных ситуациях. Проанализированы образовательные возможности ВТО в процессе обучения и отмечается недостаточность разработки теоретических и методических подходов к обучению на них. Приведены конструктивные, технико-технологические и эргономические особенности ВТО, к которым относятся параметры, учитывающие удобство и эффективность работы обучаемого, приближающие условия обучения к реальным условиям будущей профессиональной деятельности. Обосновывается необходимость использования особенностей ВТО, составляющая важный методический аспект образовательного процесса будущих специалистов транспортной отрасли и позволяющая формировать профессиональные компетенции, в том числе, с учетом возможных негативных последствий, связанных с его использованием.

Об авторе

М. В. Карелина
Российский университет транспорта (МИИТ)
Россия

Карелина Мария Владимировна — кандидат технических наук, доцент кафедры управления транспортным бизнесом и интеллектуальными системами

г. Москва, ул. Наличная, д.5, кв. 122



Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 26.07.2019).

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. № 255-р «Об утверждении Концепции подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года».

3. Карелина М. В. Современное состояние международного опыта использования транспортных высокотехнологичных тренажеров // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021. № 1. С. 134–144.

4. Карелина М. В. Основные направления совершенствования обучения преподавателей в области использования высокотехнологичного тренажерного оборудования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2025. Т. 19. № 2. С. 129–139.

5. Костин А. Н. Система методического обеспечения подготовки машинистов локомотивов на тренажерах // Психологические проблемы автоматизации высоких технологий. М.: Институт психологии РАН, 2021. С. 94–117.

6. Палицын А. В. Использование аппаратно-программных комплексов (тренажеров) в практической подготовке обучающихся // Техник транспорта: образование и практика. 2021. Т. 2. № 3. С. 291–295. DOI 10.46684/2687-1033.2021.3.291-295.

7. Климов А. А., Заречкин Е. Ю., Куприяновский В. П. Об особенностях использования тренажеров при реализации образовательных программ (на примере подготовки специалистов для транспорта) // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2019. Т. 15. № 2. С. 477–487. DOI 10.25559/SITITO.15.201902.477-487.

8. Господинов С. Г. Обучение управлением транспортных средств с применением тренажеров // Наука и технологии железных дорог. 2022. Т. 6, № 3(23). С. 53–60.

9. Коркина С. В., Жебанов А. В. Применение технологий виртуальной реальности при обучении проводников пассажирского вагона // Инновационные технологии на железнодорожном транспорте: труды XXV Всероссийской научно-практической конференции КрИЖТ ИрГУПС: в 2-х т. (Красноярск, 28–30 октября 2021 г.). Т. 1. Красноярск: Красноярский институт железнодорожного транспорта — филиал ИрГУПС, 2021. С. 46–50.

10. Шевердова М. В., Брыковская Е. Р., Дроздова М. А. Внедрение в ОАО «РЖД» виртуальной и дополнительной реальности, симуляторов и тренажеров // Актуальные вопросы инженерного предпринимательства в условиях Индустрии 4.0: материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (Санкт-Петербург, 17 мая 2023 г.). М.: РИОР, 2023. С. 208–214.

11. Данилова А. С. VR как инструмент развития отраслевого образования: опыт железнодорожного вуза // Драйверы развития общего и профессионального образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. (Павлово, 16 декабря 2021 г.). Т. 1. Павлово: Павловский филиал ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2021. С. 189–194. EDN FTLNNL.

12. Мокейчев Е. Ю., Аль-Шумари А. С. Опыт применения средств и методов VR и AR в ОАО «РЖД» // Актуальные вопросы инженерного предпринимательства в условиях Индустрии 4.0: материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (Санкт-Петербург, 17 мая 2023 г.). М.: РИОР, 2023. С. 338–345.

13. Клюка В. П., Родченко А. Д., Сергеев П. Б., Мосол С. А. Обучать студентов железнодорожных вузов на основе современного действующего оборудования // Приоритетные направления повышения качества подготовки военных специалистов: материалы XII Всероссийской научно-методической конференции (Омск, 15 ноября 2024 г.). Омск: Омский Автобронетанковый Инженерный Институт, 2024. С. 170–181.

14. Киянов Е. Б. Использование тренажерной подготовки в ВТЖТ— филиале РГУПС — как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся // Педагогические технологии в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС: материалы II Международной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 19 ноября 2021 г.). Нижний Новгород: Самарский ГУПС, 2021. С. 62–66.

15. Бородина Е. В., Сергиенко В. К. Подготовка специалистов по управлению движением поездов с использованием современных тренажерных и программных комплексов // Тенденции развития железнодорожного транспорта и управления перевозочным процессом: материалы Международной юбилейной научно-технической конференции, посвященной 95-летию кафедр «Железнодорожные станции и транспортные узлы», «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте» (Москва, 20–21 ноября 2019 г.). М.: Российский университет транспорта, 2020. С. 155–165.

16. Громак А. А. Тренажерная подготовка в обучении по специальности 23.02.06 «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» // Образование — наука — производство: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2-х т. (Чита, 18 ноября 2022 г.). Т. 2. Чита: Забайкальский институт железнодорожного транспорта — филиал ИрГУПС, 2022. С. 332–337.

17. Попов В. Е., Брылин А. Ю. Транспортные профессиональные тренажеры и комплексы // Транспортные и транспортно-технологические системы: материалы Международной научно-технической конференции (Тюмень, 18 апреля 2019 г.). Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2019. С. 278–281.

18. Петренко В. Имитация динамики железнодорожного транспортного средства в программном обеспечении Universal Mechanism // материалы Международной научной конференции «Transbaltica» (Вильнюс. Procedia Engineering). 2016. Т. 134. С. 23–29. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877705816000369 (дата обращения: 10.10.2025).

19. D’Ariano A., Corman F., Fujiyama T., Meng L., Pellegrini P. Simulation and Optimization for Railway Operations Management // Journal of Advanced Transportation. 2018. ID 4896748. URL: https://www.hindawi.com/journals/jat/2018/4896748/ (дата обращения: 10.10.2025).

20. Cui Yong, Martin U., Liang Jiajian PULSim: User-Based Adaptable Simulation Tool for Railway Planning and Operations // Journal of Advanced Transportation. 2018. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1155/2018/7284815 (дата обращения: 10.12.2020).

21. Древновски А. Проблемы, связанные с внедрением комплексной системы обучения и повышения квалификации машинистов поездов с использованием тренажеров тягового транспорта на польском железнодорожном транспорте // Компьютерные науки Procedia. 2021. Т. 192. С. 4486–4492.

22. Larue G. S., Kim I. , Rakotonirainy A., Haworth N. L., Ferreira L. Driver’s behavioural changes with new intelligent transport system interventions at railway level crossings — A driving simulator study // Accid Anal Prev. 2015. № 81. P. 74–85. DOI: 10.1016/j.aap.2015.04.026.

23. Карелина М. В. Итеративно-деятельностный подход — метод подготовки на высокотехнологичном тренажерном оборудовании // Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования: сборник тезисов докладов Международной научной конференции (Елец, 29 сентября — 1 октября 2023 г.). Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2023. С. 204–207.

24. Геллерштейн С. Г. Психотехника. М.: Новая Москва, 1926. 239 с.

25. Зараковский Г. М., Павлов В. В. Закономерности функционирования эргатических систем. М.: Радио и связь, 1987. 231 с.

26. Воронин В. М. Эргономика больших систем: учебник. Екатеринбург: УрГУПС, 2017. 385 с.

27. Введение в эргономику / Под ред. В. П. Зинченко. М.: Сов. радио, 1974. 351 с.

28. Балин В. Д., Ковалев Ю. Т., Крылов А. А. и др. Эргономика: учебник / Под ред. А. А. Крылова, Г. В. Суходольского. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 181 с.

29. Леонтьев А. Н., Панов Д. Ю. Психология человека и технический прогресс. М., 1962. 62 с.

30. Ломов Б. Ф. Эргономика и НОТ. Таллин, 1970. 39 с.

31. Мунипов В. М., Зинченко В. П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: учебник. М.: Логос, 2001. 356 с. URL: https://psychlib.ru/mgppu/MZE-2001/MEC-001.HTM

32. Синглтон В. Т. Введение в эргономику. М.: Медицина, 1974. 148 с.

33. Карелина М. В. Возможности применения высокотехнологичного тренажерного оборудования для подготовки студентов транспортного вуза в условиях нивелирования рисков для здоровья // Информатизация образования и науки. 2022. № 3(55). С. 118–128.

34. Карелина М. В. Особенности использования тренажерного оборудования с элементами искусственного интеллекта в транспортном вузе // E-DIGITAL SIBERIA’2024: материалы VIII Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2024. С. 128–135.


Рецензия

Для цитирования:


Карелина М.В. ПРИМЕНЕНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-4-1044

For citation:


Karelina M.V. THE USE OF HIGH-TECH SIMULATORS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A TRANSPORT UNIVERSITY: A METHODOLOGICAL ASPECT. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-4-1044

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)