Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-4-1022

Аннотация

В статье рассмотрена методика формирования цифровых компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами изучения основ искусственного интеллекта в дополнительном образовании. Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в обучении из-за ограниченного объема памяти, рассеянного внимания и низкой мотивации. Эти особенности подчеркивают необходимость разработки индивидуальной траекторий обучения, особенно в условиях дополнительного образования. Целью работы является теоретическое обоснование и апробация модели индивидуальной траектории обучения основам искусственного интеллекта в условиях дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. К используемым методам относятся теоретические, эмпирические, статистические. Результатом разработанной методики является формирование базовых представлений и навыков работы с программами искусственного интеллекта, повышение цифровых компетенций, а также развитие психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья. Полученные результаты могут быть применены при разработке программ дополнительного образования по формированию цифровых компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья. Автор статьи пришел к следующим выводам: формирование цифровых компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья будет эффективным при условии создания адаптивной образовательной среды, учета программных требований к обучению детей с учетом ведущего нарушения, доступности информации.

Об авторах

М. В. Михайленко
Омский государственный педагогический университет
Россия

Михайленко Максим Витальевич — аспирант, кафедра информатики и методики обучения информатике

г. Омск, Набережная Тухачевского, д. 14



С. Р. Удалов
Омский государственный педагогический университет
Россия

Удалов Сергей Робертович — доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информатики и методики обучения информатике

г. Омск, Набережная Тухачевского, д. 14



Список литературы

1. Коломийцева О. В. К проблеме определения содержания обучения детей с ОВЗ в цифровой среде (на примере авторского пособия) // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сборник статей V Международной научно-практической конференции (14-15 ноября 2024 г.) М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 623–632.

2. Рындак В. Г. Теория и опыт цифровизации в системе инклюзивного образования // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021. Т.18. № 4. С. 45–56.

3. Приказ Минпросвещения России № 629 от 27 июля 2022 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» // Правовая справочно-информационная система «Гарант».

4. Иванова H. A., Архипова И. И. Информационные технологии и образовательный процесс // Журнал прикладных исследований. 2023. № 7. С. 22–28.

5. Михайленко М. В. Проблемы внедрения технологий искусственного интеллекта в образовательный процесс детей с ОВЗ // Молодежь и наука XXI века XXVI: материалы Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Образование и наука в XXI веке: математика, физика, информатика и технологии в смарт-мире» (21-22 мая 2025 г.) // Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2025. С. 197–200.

6. Михайленко М. В. Сравнительный анализ методик обучения детей с ОВЗ компьютерным наукам в России и за рубежом // Методика преподавания математических и естественно-научных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития: материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. Омск: Изд-во ОмГУ, 2025. С. 97–100.

7. Михайленко М. В. Методика обучения детей с ОВЗ основам искусственного интеллекта в рамках дополнительного образования // Горизонты образования: материалы VI Международной научно-практической конференции, ориентированной на обсуждение приоритетов Стратегии развития образования РФ на период до 2036 г. с перспективой до 2040 г. Омск, 2025. С. 27–31.


Рецензия

Для цитирования:


Михайленко М.В., Удалов С.Р. ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-4-1022

For citation:


Mikhailenko M.V., Udalov S.R. FORMATION OF DIGITAL COMPETENCIES IN CHILDREN WITH DISABILITIES BY MEANS OF STUDYING THE BASICS OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN ADDITIONAL EDUCATION. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-4-1022

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)