РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ БЕСШОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-4-992
Аннотация
В статье рассмотрена стратегия развития инженерного образования в Омской области в рамках регионального проекта «ТОРИО» (Территория опережающего развития инженерного образования) на 2024–2027 годы. Основные направления и мероприятия проекта включают создание единой профориентационной образовательной среды, расширение сети университетских профильных классов (далее — УПК), внедрение инновационных технологий обучения и системную профориентационную работу со школьниками.
Задачи проекта: сохранение кадрового потенциала инженерной отрасли Омского региона, повышение качества подготовки и снижение адаптационного периода при переходе от среднего к высшему образованию, формирование профессиональной ориентации и интереса к инженерным профессиям у молодежи, поддержка одаренных студентов и развитие инновационных технологий обучения.
Задачи достигаются благодаря созданию условий для личностного развития и профессиональной ориентации школьников, внедрению профильного обучения в рамках УПК на базе общеобразовательных школ и ОмГУПС, разработке учебных пособий, созданию информационно-образовательных платформ, видеолекций и мобильных приложений, проведению профориентационных мероприятий: экскурсий, олимпиад, мастер-классов, практик, соревнований, тест-драйвов специальностей, постоянной коммуникация с родителями и использованию цифровых каналов для информирования.
Результаты оценки эффективности включают количественные показатели (число слушателей, призеров олимпиад, выпускников, трудоустроенных на предприятия) и качественные показатели (уровень знаний, интерес к профессии, освоение технологий). Анализ данных показывает рост успеваемости по ЕГЭ на 14–28%, что свидетельствует о положительных результатах проекта. Таким образом создается интегрированная система образования и профориентации для формирования конкурентоспособного инженерного поколения Омского региона через системную работу с молодежью на всех этапах обучения.
Об авторах
Д. В. БалагинРоссия
Балагин Дмитрий Владимирович — кандидат технических наук, доцент, декан факультета довузовской и профессиональной ориентации
г. Омск, пр. Маркса, 35
О. В. Балагин
Россия
Балагин Олег Владимирович — кандидат технических наук, доцент, первый проректор
г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66
Д. Е. Родина
Россия
Родина Дарья Евгеньевна — аспирант
г. Томск, ул. Ленина, 36
Список литературы
1. Гурьянов С. А. Трудности перехода: в России создадут бесшовную систему образования // Известия. 2024. 6 авг. URL: https://iz.ru/1738364/sergei-gurianov/trudnosti-perekhoda-v-rossii-sozdadut-besshovnuiu-sistemu-obrazovaniia (дата обращения: 07.05.2025).
2. Харнас А. Дмитрий Чернышенко: «Карьера в науке должна стать столь же популярной, как и в других отраслях» // Деловой аналитический журнал «Эксперт». 2024. № 8(9). С. 2–8.
3. Раткевич Е. В. Бесшовное обучение как основа реализации принципов государственной политики Российской Федерации в сфере образования // Инфоурок. 2024. 24 апр. URL: https://infourok.ru/statya-besshovnoe-obuchenie-kak-osnova-realizacii-principov-gosudarstvennoj-politiki-rossijskoj-federacii-v-sfere-obrazovaniya-7233293.html (дата обращения: 14.04.2025).
4. Innovating Pedagogy 2024 Exploring new forms of teaching, learning and assessment, to guide educators and policy makers. DOI: 10.13140/RG.2.2.15627.30246.
5. Кузнецова О. Ю., Моисеева И. Е., Дегтярева Л. Н. Инновационные методы преподавания. Проблемно ориентированное обучение и дистанционные технологии // Российский семейный врач. 2019. № 2. С. 27–34. EDN: LGFPAZ.
6. Иохвидов В. В., Мартынов О. В., Кузьмина А. Б. Повышение эффективности обучения с помощью познавательного интереса // АНИ: педагогика и психология. 2020. № 1 (30). EDN: LPOMUK.
7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» // Минпросвещения России. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/success/ (дата обращения: 19.04.2025).
8. Национальный проект Молодежь и дети // Национальные проекты Российской Федерации. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/new-projects/molodezh-i-deti/ (дата обращения: 19.04.2025).
9. Наука и молодежь XXI века: Материалы регионального форума. В 3-х частях, Новосибирск, 08–10 ноября 2022 года. Часть 3. Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2023. 107 с. EDN: UTLFRL.
10. Афанасьева Ю. С., Кострова Ю. Б., Саттарова И. В., Шибаршина О. Ю. Реализация молодежной политики в российских регионах. Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2023. 219 с. EDN: GEMHNF.
11. Баракина Т. В. Основные направления регионального проекта ТОРИО (территория опережающего развития инженерного образования) и особенности реализации с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Информатизация образования: теория и практика: Сборник материалов Международной научно-практической конференции памяти академика РАО М.П. Лапчика, Омск, 22–23 ноября 2024 года. С. 268–272. EDN: IYLZBL.
12. Зарва М. К. ТОРИО: территория опережающего развития инженерного образования // Госвеб. URL: https://ds244-omsk-r52.gosweb.gosuslugi.ru/torio/ (дата обращения: 02.04.2025).
13. Концепция развития инженерного образования в Омской области «Территория опережающего развития инженерного образования» на 2024–2027 годы. URL: https://irooo.ru/regionalnye-podproekty/585-regionalnyj-proekt-torio (дата обращения: 30.04.2025).
14. Чернобай Т. А. Реализация концепции развития инженерного образования «территория опережающего развития инженерного образования в Омской области на 2024–2027 годы» (ТОРИО) // Методист. Дошкольное образование. 2025. № 1. С. 26–31. EDN: YGKJYZ.
15. «Бесшовная» модель. Эксперты в Воронеже – о подготовке и сопровождении педагогов // БеzФормата. URL: https://voronej.bezformata.com/listnews/o-podgotovke-i-soprovozhdenii-pedagogov/92782717 (дата обращения: 07.05.2025).
16. Трудности перехода: в России создадут бесшовную систему образования // ИЗВЕСТИЯ. URL: https://iz.ru/1738364/sergei-gurianov/trudnosti-perekhoda-v-rossii-sozdadut-besshovnuiu-sistemu-obrazovaniia
17. Кирилловых А. А. Комментарий к федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (постатейный). 2-е изд. Москва: Книжный мир, 2014. 352 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=274645 (дата обращения: 08.05.2025).
18. От сада до вуза: в правительстве разрабатывают систему образования «Без швов». URL: https://telegra.ph/Ot-sada-do-vuza-v-pravitelstve-razrabatyvayut-sistemu-obrazovaniya-bez-shvov-08-06
19. Черных С. И. Персональная образовательная среда в проблемном поле философии образования // Профессиональное образование в современном мире. 2022. № 1. Т. 12. С. 11–19.
20. Ладнушкина Н. М. Проблемы реализации прав человека и гражданина в условиях современных социальных трансформаций // Актуальные проблемы образовательного права. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2023. С. 21–25.
Рецензия
Для цитирования:
Балагин Д.В., Балагин О.В., Родина Д.Е. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ БЕСШОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-4-992
For citation:
Balagin D.V., Balagin O.V., Rodina D.E. DEVELOPMENT OF A SEAMLESS EDUCATION SYSTEM IN THE OMSK REGION. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-4-992












